Ирина Мироновская
Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Игра для ребенка – это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Для этого подойдут игры с естественными материалами. Вода буквально притягивает к себе самых маленьких ребятишек. Если наполнить ведерко водой детские ручки, сами собой погружаются в нее и во все стороны летят брызги… Психологи утверждают, что игры с водой для ребенка очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Польза многократно возрастает, если у малыша нарушено моторное развитие, выявлены порезы или слабость мышечного тонуса. Гиперактивным детям игры с водой помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение.
Публикация «Игры с водой и их влияние на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Игры с водой для дошкольников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Игра с водой - один из самых приятных способов обучения. Эти упражнения-игры больше похожи на опыты, они учат наблюдать и делать выводы.
Для упражнений «из практической жизни» используются не игрушки, а наборы настоящих предметов, собранных в специальные корзинки или составленных на подносики.
Каждое упражнение преследует свои цели. Первая цель - ставит перед собой малыш. Например: «Я хочу вымыть руки». Кажется ребенок просто моет руки, но он знает, что воду нельзя проливать на пол, вещи, использованные в упражнении, надо за собой убрать, каждый предмет в наборе имеет свое название и предназначение и все это влияет на развитие активного словаря ребенка. Таким образом, от ребенка требуются концентрация внимания, координация движения и самодисциплина. Дети удивляются, делают для себя маленькие открытия. Взрослый пускает на воду маленькие кораблики, различных цветов и он плывут, каждый к своей пристани, когда кораблик намокает, он тонет.
Очень популярна среди детей игра «Рыболов», малыши вылавливают из воды разноцветные шарики, соответствующей по цвету удочкой.
Простейшие игровые действия с водой могут принимать осмысленный характер. Педагог опускает в воду камешек и железный шарик, оба предмета погружаются в таз на дно, дети восклицают, что камешек тонет в воде! А воспитатель поясняет, что камешек тонет, потому, что он тяжёлый и железный шарик тоже тяжёлый! Воспитатель в игре помогает выделить из множества признаков и качеств предметов, наиболее существенные и доступные для восприятия. Дети в играх с водой с удовольствием купают свои игрушки.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому педагоги и психологи изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.
Умеренная умственная отсталость - средняя степень психического недоразвития. Интеллектуальный коэффициент составляет 49-35. При этой степени характерны позднее развитие, психофизический дефект, выражающийся в нарушениях двигательной сферы и всех сторон психики, значительном снижении интеллекта.
Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста занимает развитие сенсорики, она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Усвоение сенсорных эталонов - это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Работа по изучению цвета строится по плану:
Соотносение цветов. Раскладывание разноцветных предметов в ведёрки определё нного цвета: красные шарики в красное ведро, синие шарики в синее ведро, зелёные шарики в зелёное ведро, жёлтые в жёлтое ведро. (Можно использовать конструктор, мозаику, шнуровку, кубики).
Знакомство с цветом. Ввести эталон – «Посмотри какое красивое солнышко. Оно жёлтое». Подобрать предметы такого же цвета. «Это машинка, она жёлтая, такая же, как солнышко». Показываем, повторяя название цвета. Спрятать машинку жёлтого цвета среди машинок других цветов. «Найди жёлтую машинку, такую же, как солнышко, жёлтую». Обязательно похвалить.
Выбор цвета по названию. Среди множества разноцветных предметов, выбрать предметы только заданного цвета. При затруднении выбора по названию цвета, подключать понятие «такой же».
Для повышения эффективности работы по развитию сенсорного восприятия большое значение имеет использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук, динамические игровые упражнения, пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровож