Мария Воробьева
Игры с природным материалом как способ развития мелкой моторики у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Мария Воробьева
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Мелкая моторика – это координированные движения пальцев и кистей рук.
Публикация «Игры с природным материалом как способ развития мелкой моторики у детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Природный материал. ИЗО, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Одной из занимательных форм развития мелкой моторики и тактильного восприятия дошкольников являются упражнения с природным материалом.
С давних времен дети любят играть с камушками, желудями, шишками, орехами и другими природными материалами. Дети строят, мастерят игрушки, выкладывают узоры. Колючие шишки, гладкие и блестящие желуди, замысловатые камни, кора деревьев своим ароматом и шероховатостью вызывают положительные эмоции, дарят рукам силу, гибкость и свободу движений. Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся более общительными и спокойными. Работа с природным материалом оказывается увлекательной и неутомительной, но благодаря этой работе развивается моторика рук. Руки ребенка постепенно крепнут, становятся более подвижными, готовыми выполнять четкие, последовательные действия, что так необходимо для овладения письмом.
Упражнения с природным материалом можно включать, в процесс любого занятия, в режимные моменты, прогулки, различные игры.
Безопасность. При проведении упражнений с природным материалом необходимо соблюдать следующие правила:
- мыть руки
- следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин, аллергических проявлений т. д.)
-природный материал должен быть чистым и не травмоопасным.
В своей работе я использую различные природные материалы, многие из которых собирали мы совместно с детьми, что делает процесс игры для ребёнка ещё более увлекательным.
Упражнения с шишками
Для обучения упражнениям лучше всего использовать молодые, свежие шишки, так как они не колются, имеют приятный аромат и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используют сухие, колючие шишки.
Воспитатель предлагает ребенку взять корзинку с разными шишками и просит взять одну из шишек. Далее проводится небольшая беседа.
С какого дерева шишка?
Какая она по форме?
Какая на ощупь?
На что похожа?
Круговые движения сосновой шишкой между ладонями. Упражнения можно сопровождать веселыми, короткими стихами.
Как ёжик колется сосна,
Её мне шишка не страшна.
Сосновую шишку в ладонях катаю.
С сосновою шишкой сейчас я играю.
* * *
Мишка с шишкою играет,
Между лап её катает
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши довольны.
Перекатывание шишек между ладонями.
Упражнение проводят до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка нам колет ладошки.
Мы покатаем шишку немножко.
* * *
Шишки, словно ёжики,
Колются чуть – чуть.
Покатать в ладошках
Шишку не забудь.
Сжимание и разжимание шишек обеими руками.
Упражнение можно проводить двумя руками одновременно или поочередно правой и левой рукой.
Я сильнее всех на свете!
Буду шишки я сжимать.
Буду шишки я сжимать,
Буду руки развивать.
Левую и правую,
Правую и левую.
* * *
Если, как Мишутка,
Сильным хочешь стать,
Надо в ручке шишку
Сильно- сильно сжать.
Легкое постукивание и вращательное движение кончиками шишки.
Шишку я на пальчик ставлю
И постукиваю.
На другой переставляю -
Поворачиваю.
По всем пальчикам пройду-
Шишечку переверну.
Прокатывание шишки от кончиков пальцев до локтя и обратно.
От ладошки до локтя
Покатила шишку я.
От локтя и до ладошки
Катит шишка по дорожке.
Перебрасывание шишек друг другу.
Белки с нами шутят,
Шишки в нас кидают.
С белкой поиграем,
Шишки мы поймаем.
Перекатывание шишек друг другу.
Шишка покатилась,
До Лизы докатилась.
К Пете воротилась,
А потом обратно.
Как катать приятно.
Упражнения с желудями, орехами.
Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала; перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов; доставать мелкие игрушки из ведерка, наполненного плодами; «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в желудях, орехах (сухой бассейн).
Игра «Дождик»
На подносе или в емкости лежат плоды. Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает плоды и выпускает их из рук, имитируя дождик.
Дождик, дождик, водолей,
Лей из тучки веселей!
Лей позвонче и почаще,
Лей по полю и по чаще!
Игра «Найди пропажу»
Ребенок опускает руки в емкость с плодами и находит предмет, который спрятался.
В ведерко руки опускай,
Все игрушки доставай.
Громко нам их называй,
По порядку сосчитай.
Игра «Моем ручки»
Ребенок опускает руки в емкость, наполненную плодами, сжимает и разжимает кулачки, набирает плоды, сжимает и разжимает кулачки.
В орешках ручки я купаю,
Их сжимаю, разжимаю. Пальчики купаются,
Им орешки нравятся.
Упражнения с ребристыми деревянными палочками
Палочки можно украсить силуэтами игрушек, животных. Такие дидактические игрушки можно сделать с ребенком. Проявив творчество и фантазию.
Ребенку предлагают покатать палочку между ладонями со словами:
Палочку волшебную
Я в руках кручу.
С красавицей матрешкой
Я танцевать хочу.
Эти и подобные игровые упражнения могут выполнять и родители с детьми.
Очень интересны для детей игры с крупой. В подносы тонким слоем я насыпаю манку (можно для этой цели использовать коробки от обуви, сделав дно коробки темной). Нарисуйте пальцем что хотите: солнышко, волны на море, высокие горы, прекрасные цветы, большие и маленькие мячи, любимую букву, автомобиль, если вам что-то не понравилось вы можете одним движением все разровнять.
Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, сделать тесто из крупы для этого в крупу добавляем воды и начинаем перемешивать полученную массу, выполнить рисунок крупой. А еще на манке хорошо выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников. Родитель предлагает отгадать загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (солнце) и выложить отгадку с помощью семян)
Еще использую схемы - картинки. На них можно выкладывать изображения контуров предметов, дорисовывать то, что пропустил художник, украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, дыни, гороха, фасоли. ( Родитель предлагает детям выполнить задание по карточке: Например: Украсить модницу гусеницу, выложить пятнышки у мухомора, жирафа, найти все капельки дождя и т. п.).
Очень любят мои малыши играть в игру с фасолью: «Накорми Катю конфетками», а также находить в сухом бассейне с фасолью «клад» - маленькие игрушки. Дети рассматривают их, беседуют о них, считают, кто больше нашёл.
Гречишные зёрна универсальный инструмент, каждое зерно похоже на маленькую пирамиду. А любая пирамидальная форма обладает способностью концентрировать энергию особенно сильно и направленно её передавать. Поэтому зёрна гречихи оказывают положительное воздействие на оздоровление организма.
( Родитель предлагает выполнить на гречневой крупе ряд упражнений: прижать кисти рук, скользить ладонями, выполняя зигзагообразные и круговые движения (змейка, рыбка, санки) те же движения, поставив ладонь на ребро, кулачком, пройтись отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой – одновременно указательными (средними, мизинцами, безымянными); поиграть на «пианино»)
Конструктор из камешков.
Для изготовления конструктора необходимо подобрать гладкие камушки и раскрасить. Раскрашивать камушки можно и с детьми, можно на них прикрепить наклейки. Чем больше деталей вы сделаете, тем лучше. Одни и те же камешки можно использовать для построения разных фигур. Для раскрашивания используются акриловые краски. После высыхания они не смываются водой и имеют приятный блеск. Эти краски не имеют запаха и не токсичны. (Родитель предлагает детям раскрасить камушки краской или наклейками).
Камешками можно играть и не окрашивая их, ведь в природе существуют камни разных оттенков. Я распечатываю шаблоны для выкладывания камушками, предлагаю их на выбор детям и тут ребята проявляют свою фантазию, воображение с огромным удовольствием.
Соленое тесто
Соленое тесто - это экологически чистый материал, который можно смело доверять ребенку. У него много преимуществ: безопасное, все необходимые материалы доступны и дешевы, легко отмывается не оставляет следов, можно получать разные оттенки добавляя в тесто краски. Тесто прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней стимулирует и массажирует. Оно дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Из теста можно слепить все что угодно: любимых героев сказок, печенье, пирожные к игре, сделать красивое украшение. (Родитель предлагает вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами).