МАТЮШИНА ЕЛЕНА
Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у школьников 7–9 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития затруднено в силу недостатка у них бытового и игрового опыта. Постепенно овладевая предметно-практической деятельностью, дети приобретают и первые математические представления. Игры-занятия — наилучшая форма совместной деятельно-сти по освоению математического содержания. На занятиях решаются задачи по формированию представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, по формированию навыков счета, вычислений, измерений, конструирования, моделирования. У детей развиваются познавательный интерес, способности и логическое мышление. Они овладевают математической терминологией: называние цифр, называние числа при ответе на вопрос «сколько?», употребление числительных при определении количества предметов, употребление наречий для обозначения пространственных отношений (справа, слева, употребление наречий для обозначения количества (больше, меньше, подбор антонимов (много—мало, легко—тяжело) и т. п. Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоцио-нального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи.
Публикация «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у школьников 7–9 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Игры с песком и водой помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, как известно, не застрахован никто. Как часто мы на-блюдаем нервное беспокойство ребенка, если он что-то нарисовал или написал на листе неправильно. Ему хочется сразу перевернуть листок, стереть ошибку резинкой или зачеркнуть «неправильное» так сильно, чтобы его не стало видно. В работе с песком все проще : если ты сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития. Игры с водой и песком широко используются в работе с дошкольниками для формирования и развития пространственно-количественных представлений.
«Что спряталось в песке?»
Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Постепенно малыш находит и достает из песка цифры (из пластика, из дерева, цифры-формочки и т. п.). Затем педагог просит назвать все цифры, которые были найдены в песке. Ребенку предлагается выложить эти цифры на песке по порядку, можно поиграть в игру «Чего не стало?» : ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает одну или несколько цифр. Можно поменять цифры местами и попросить ребенка «навести порядок».
«Угадай, какая цифра тебе попалась в руки»
Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки. По такому же типу можно провести игру «Угадай, какая геометрическая форма тебе попалась».
«Найди в песке нужное количество камешков»
(шишек, ракушек, желудей и т. п.)
Взрослый показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее ребенку предлагается найти в песке нужное количество камешков и объяснить, почему он нашел такое количество камешков.
«Сделай цифру из песка»
Педагог предлагает ребенку цифры-формочки и просит вылепить цифры из мокрого песка. Далее ребенку предлагается назвать цифру, которую он слепил, а рядом с ней написать эту же цифру пальчиком на песке. Перед ребенком на песке лежат камешки. Педагог предлагает сосчитать их и «написать» рядом нужную цифру. Для этого ребенок должен выбрать нужную цифру-формочку и вылепить цифру из песка.
«Сделаем бусы из цифр»
На песке перед ребенком нарисован полукруг. Педагог предлагает ребенку сделать бусы из цифр. Для того чтобы бусы получились правильно, цифры надо «надевать на ниточку» только по порядку. Ребенок выкладывает цифры вдоль полукруга или лепит их из мокрого песка с помощью цифр-формочек.
«Наведи в песочнице порядок»
Перед ребенком в песочнице лежат цифры в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те цифры, которые лежат правильно, затем перевернуть те цифры, которые лежали неправильно, и назвать их. Можно предложить ребенку разложить цифры в правильном порядке и поиграть в игру «Назови соседей числа».
«ПУТЕШЕСТВИЕ С ТЕЛЕНКОМ ВОПРОСИКОМ»
Взрослый рассказывает ребенку сказку.
«Жил-был маленький теленок. Он был очень веселый и любопытный. Он всегда и всем задавал разные вопросы : где? когда? зачем? почему? Его так и прозвали — теленок Вопросик. Однажды он гулял с мамой у ручейка.
Это была его первая весна, и это был первый ручеек, который он увидел.
— Мама, это что?
— Ручеек.
— Почему?
— Весна пришла. Весной всегда есть ручьи, потому что тает снег.
— Почему тает снег?
— Греет солнце, снег от тепла тает и превращается в воду. Вот и бегут ручьи там, где лежал снег.
— А ручей — он холодный или теплый?
— Сейчас теплый, а потом будет холодный.
— Когда потом?
— Вечером.
— Почему?
— Днем греет солнце, и вода становится теплой. А вечером солнце уходит и вода остывает.
— Мама, я хочу потрогать. Можно?»
Проводится игра с водой
«Теплая—холодная».
Перед ребенком две миски с холодной и теплой водой. Взрослый вместе с ребенком опускают кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения. Инструкция: «Посмотри, что это в мисочках? Вода. Ой! Какая здесь холодная вода! Потрогай сам. Вынем скорей ручки, а то они совсем замерзнут. А здесь какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше — в теплой или в холодной водичке? Покажи, где теплая вода, а где холодная».
Игру можно усложнить за счет увеличения количества емкостей до 3—4 или предложив ребенку самостоятельно на ощупь определить, где теплая, а где холодная вода: «Давай поиграем с водичкой. Я тебе завяжу глазки, а ты ручками найдешь, где теплая, а где холодная вода».
Взрослый продолжает рассказ. «Сегодня теленок Вопросик отправился в гости к трем поросятам.
— Здравствуйте, поросята! А что вы тут делаете?
— Мы готовимся к встрече с волком. Мы хотим угостить его волшебной водой.
— А что, вода бывает волшебной?
— Ее можно сделать волшебной. Вот смотри. Здесь на столе стоят три стаканчика, в них пока обыкновенная вода. Попробуй.
— Правда, обыкновенная.
— Теперь в один стакан мы добавим одну ложечку сахара. Попробуй, какая стала вода?
— Сладкая.
— Теперь в другой стакан мы добавим ложечку соли. Какая теперь стала вода?
— Соленая.
— Ну а в третий стакан мы добавим ложечку лимонного сока. Попробуй, какая теперь стала вода?
— Кислая. Правда, волшебная вода. Только как с ней можно играть?
— Мы тебе сейчас завяжем глаза и будем давать пробовать воду. А ты скажешь, какая вода по вкусу».
Проводится игра с водой «Узнай по вкусу».
Перед ребенком три одинаковые чашки с кипяченой водой. Взрослый вместе с ребенком добавляют в одну из них соль, в другую сахар, в третью лимонный сок. «Посмотри, что это в чашках? (Вода.) Давай с ней поиграем. В эту чашку добавим соль. Вот она. Насыпь ложкой соль в эту чашку. Размешай. Давай попробуем водичку в чашке». Ребенок и взрослый пробуют воду с помощью чайных ложек и определяют, что она стала соленая. Аналогичные действия проводятся с сахаром и лимонным соком. Ребенок отворачивается. В это время взрослый переставляет чашки, и ребенку предлагается на вкус определить, какая вода в каждой чашке: соленая, сладкая, кислая. «Ой! Когда мы с тобой отвернулись, к нам при-летела ворона и перепутала все чашки. Как же мы теперь найдем, где сладкая вода, а где кислая и соленая? Наверное, надо ее снова попробовать. Возьми ложку и попробуй водичку. Какая здесь водичка?» Ребенок определяет воду на вкус в каждой чашке. Взрослый рассказывает:
«Теленок Вопросик забрел на лесную полянку. Там гуляла лиса с лисятами. Лисята играли с камешками. Мама лисят увидела в лапке у лисенка большой камешек и сказала:
— Зачем ты взял камень? Нельзя!
— Почему?
— Он тяжелый, лапку можешь придавить.
Вопросик подошел к ним и спросил :
— Скажите, пожалуйста, как можно определить, тяжелый камень или легкий?
— Это очень просто. Вот смотри, в эту лапку я возьму маленький каме-шек, а в эту — большой. Маленький камешек я могу держать долго — он легкий. А с большим камешком лапка у меня сразу опускается, потому что он тяжелый. Вот возьми, попробуй».
Проводится игра
«Тяжелый — легкий».
Ребенку кладут в одну руку большой камень, в другую маленький и предлагают определить, где тяжелый, а где легкий камень.
Взрослый рассказывает.
«Однажды теленок Вопросик спросил свою маму :
— Мама, а зачем мне глаза?
— Глаза, чтобы видеть.
— А зачем всегда смотреть? Я посмотрел на воду — она голубая. И завтра будет голубая. Зачем на нее смотреть?
— Вода бывает разная. Разного цвета.
— Неправда! Она всегда голубая.
— Нет, если в нее смотрит солнышко, то она желтая. Вот посмотри сюда.
— Правда, желтая.
— А если в воду заглянет яблочко, то она станет красной. Если елочка, то вода будет зеленая. А если в воду посмотрит теленок Вопросик, то вода будет белая, потому что мордочка у тебя белого цвета.
— Как здорово, что у меня есть глаза и я могу все это увидеть».
Проводится игра
«Найди воду такого же цвета».
Перед ребенком стоят 3—6 стаканчиков с водой разного цвета. Ребенку предлагают найти воду определенного цвета (по названию или соотнося с имеющимся цветом — такую же по цвету) и опустить в нее кораблик.
Взрослый рассказывает. «Однажды теленок Вопросик спросил свою ма-му :
— Мама, а зачем мне нос?
— Нос нужен для того, чтобы нюхать.
— Я нюхаю воду, а она ничем не пахнет.
— Ты забыл, что вода волшебная. Если ручеек бежал около цветочной поляны, то вода будет пахнуть цветами. Вот так, понюхай. Если ручеек бежал около фруктового сада, то вода будет пахнуть сладкими фруктами. Как сейчас, понюхай. А если мимо домика нашей хозяйки, то вода будет пахнуть кофе, потому что хозяйка его очень любит. А сейчас давай мы поиграем. Я завяжу тебе глазки, а ты по запаху определишь, откуда вода.
— Давай!»
Проводится игра «Узнай по запаху».
Перед ребенком три стаканчика с водой. В один из них добавлен кофе, в другой — духи, в третий — ванилин. Можно предложить ребенку понюхать отдельно один из добавленных компонентов и найти по запаху тот стаканчик, вода в котором так же пахнет. Можно предложить ребенку самостоятельно сказать, чем пахнет вода.
Взрослый рассказывает:
«Теперь Вопросик понял, для чего нужен нос. Но у него был еще один вопрос для мамы.
— Мама, а для чего нам нужны уши?
— Для того, чтобы слушать.
— Расскажи, как я могу услышать воду?
— Помнишь, когда мы гуляли у ручейка, как он журчал, пел свою песенку? А сегодня мы с тобой не гуляем, потому что на улице идет дождь. Послушай, как он стучит по крыше. Это тоже вода.
— Да, и правда! Как интересно. Топ-топ — как будто дождик ходит по крыше. А я и не знал, что мы все это можем услышать с помощью ушей».
Взрослый рассказывает.
«Вопросик пришел домой и сказал маме:
— На улице у всех мальчишек есть кораблики. Я тоже хочу.
— Хорошо, давай сделаем несколько корабликов. Я помогу тебе.
Теленок Вопросик со своей мамой сделали корабли с синими и красными парусами.
— Спасибо, мама, теперь у меня есть много корабликов и я с ними могу играть.
Он запустил кораблики в ручей, долго за ними бежал и смотрел, какой же кораблик приплывет первым — с синими или с красными парусами».
Проводится игра с корабликами.