Мадонова Елена Николаевна
Игры с песком и песочное рисование в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Песочница – это место, где опытный психолог сможет открывать новые горизонты взаимодействия с ребёнком, а начинающий специалист повысить эффективность взаимодействия даже с особенными детьми. В работе с детьми песочница позволяет психологу сочетать и мягко внедрять арт-терапию, игровую терапию, сказкотерапию. Игры с песком и рисование – это то, что любой ребёнок может делать долго, регулярно и с неиссякаемым интересом. Песок – природный материал, знакомый каждому ребенку. Рисование песком давно известно как метод тактильного расслабления, развития сенсорного восприятия. Песок не просто принимает различную форму в воображении ребенка (дом, город, река, но и воздействует на нервные окончания на кончиках пальцев. Общеизвестно положительное влияние практики рисования песком для развития мелкой моторики у детей. Мелкая моторика рук взаимодействует с высшими психическими процессами: внимание, мышление, восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь и влияет на их развитие. Для детей с ОВЗ вышеперечисленные факторы особенно актуальны. Так, например, у детей с ДЦП двигательная активность снижена, а порой и вовсе ограничена. Для детей с ЗПР рисование песком может помочь развить интерес к изобразительной деятельности, повысить мотивацию. Когда ребенок манипулирует с песком, он расслабляется, снижается уровень переживаний, тревожности и фобий.
Публикация «Игры с песком и песочное рисование в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
В работе с песком рисунок не всегда является конечной целью. Цель заключается в самом процессе творчества.
Методика рисования песком нацелена на решение таких задач как:
• развивать познавательные процессы;
• развивать творческий потенциал ребенка, формировать коммуникативные навыки;
• тренировать мелкую моторику;
• гармонизировать психоэмоциональное состояние;
В работе необходим чистый песок и световой стол. Он излучает свет и мягкое тепло, что позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая ребенка в творческий процесс. Песок, в отличие от бумаги не расходуется и позволяет детям эффективнее работать над ошибками : с лёгкостью и незаметно исправлять неудачные элементы изображений, простым засыпанием участка фона. В работе допустимы трафареты, шаблоны из картона, мелкие игрушки.
Обучение рисования песком происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
При рисовании песком ребё нок имеет возможность задействовать всю кисть руки: один, несколько или все пальцы; ребро ладони и саму ладонь. Возможно «творить» сразу двумя руками. Это также способствует развитию координации движений рук.
Предлагаю перечень возможных упражнений:
Упражнение для знакомства. Проводим в любых направлениях линии ладонью, ребром ладони, краешками ногтей, подушечками пальцев и т. д. Ребенок должен почувствовать песок на ощупь, принять его как приятный материал (встречаются дети, которые песок не принимают, в таком случае его можно заменить манкой). Сначала необходимо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. Песок можно разравнивать ладонями, пальцами, делать отверстия в песке или рисовать на нем. Пересыпать из ладони в ладонь. Пропуская песок между пальцами. Таким образом дети расслабляются и настраиваются на работу.
Упражнение «пассивные движения». Ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения руки или кисти.
Упражнение «рисуем круги». Если пальчиком не только дотронуться до песочного слоя, но и покружить по часовой стрелке (или против часовой стрелки, получаются кружочки (клубочки, мячики).
Упражнение «рисуем по засыпанному фону». Здесь есть бесконечное множество вариантов; кончиком пальца, ногтем, плоскостью пальца, ребром ладони, ладонью, кулачком, а также предметами: тонкими и толстыми кистями, палочками. Можно начать с простых геометрических фигур и далее переходить к более сложным контурам.
Упражнение «песок в кулачок». Набираем песок в кулачок и сыпем его тонкой струйкой на стекло, перемещая руку можно создать изображение.
Упражнение с использованием шаблонов и трафаретов. Шаблоны могут быть из картона или пластика. Изображения должны быть крупными. Песок насыпается вокруг шаблона или внутри трафарета, затем их убирают.
Упражнение "Сюрприз". В работе применяются мелкие игрушки.
Таким образом, в процессе работы с песком, эмоциональный настрой ребёнка может измениться, стать более позитивным, появляется интерес к изобразительной деятельности.