Елена Ануфриева
Игры с мячом для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с мячом известны с древних времен. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространёнными из игр.
Публикация «Игры с мячом для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В России игры с мячом также были известны издавна. Выбор мячей достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества - на любой вкус. Как правило, детей привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако в последнее время играм с мячом уделяется мало внимания.
А ведь использования мяча в играх с детьми просто необходимо. Мяч служит прекрасным инструментом в развитии ребенка, в том числе и речевом.
1. Игры с мячом отвлекают внимание от речевого дефекта и побуждает к общению.
2. Освобождает детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижностью.
3. Развивает общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.
4. Регулирует силу и точность движения.
5. Развивает глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
6. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу.
7. Все это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей речевых навыков.
Игры с мячом направленные на развитие мелкой моторики.
Комплекс «Фокусник». Этот комплекс не только развивает мелкую моторику, но и веселой и веселой непринужденной игре, поможет научится правильно, употреблять предлоги.
«Плывет, едет, скачет» - дети, прокатывая шарик по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая стихотворением.
«Мяч»
Скачет мячик, как живой.
Мячик, мячик, что с тобой?
Ничего он не сказал,
Лишь быстрее поскакал.
«Машина»
Едет- едет по дорожке.
И пыхтит четвероножка.
На ногах четыре шины,
А зовут ее машина.
Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
Для детей характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентировке в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Такие упражнения направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого подойдут резиновые, теннисные.
«Вправо, влево прокати, только мяч не урони»
«Попади в ворота»
«Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»
Игры с мячом, направленные на формирования правильного звукопроизношения.
«Мяч ладошкой стук повторяем звук»
«Стукалочка», «Тихо, громко», «Разноцветные мячи»
«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
«Мяч лови и бросай, сколько звуков называй»
Игры на расширения словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Словарь ребенка обогащается преимущественно в процессе игры. В обогащении речи ребенка существительными, прилагательными, глаголами, обобщающими словами. В привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение имеют игры с мячом.
«Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечко называй.
«Кто как передвигается»
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет?
«Что в природе происходит»
Человек легко находит, что в природе происходит.
«Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего люди сделали его.
«Лови да бросай – цвета называй»
Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.
Игры и элементами ТРИЗа
Свое обобщение с детьми строю так, чтобы дети не только овладели определенной суммой знаний, но и могли в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.
«Вчера сегодня завтра»
То, что было, то что будет, каждый помнит – не забудет.
«Хорошо – плохо»
Мир не плох и не хорош - объясню, и ты поймешь.
«Кто кем был?»
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.
«Бывает - не бывает»
Что же будет, что же нет, поскорее дай ответ.
Предложенные мною игры и упражнения с мячом не требуют большой подготовки, специального места проведения, времени. Такие игры можно проводить в любое время года и в любую погоду. А главное они очень нравятся нашим детям.