Пальмова Вера
Игры по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игры по развитию речи
Игра «Отгадай, на чем играют»
Задача: обратить внимание детей на разные «голоса» музыкальных инструментов, научить отличать их друг от друга.
Оборудование: детские музыкальные инструменты: гармошка, металлофон, детские пианино, барабан, погремушки, деревянные ложки, бубен, дудочка, колокольчик.
Описание. Можно играть вдвоем со взрослым или с группой детей. Предварительно взрослый показывает детям инструменты, дает им их рассмотреть и прослушать, как они звучат.
Публикация «Игры по развитию речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В дальнейшем взрослый ставит между собой и детьми ширму, производит за ней звуки различными инструментами, а дети прослушивают их и отгадывают.
Игра «Узнай настроение»
Задача: развить выразительность речи, мимику, подражательность, зрительное и слуховое внимание.
Описание. Каждый ребенок водит по очереди -изображает человека с разным настроением: больного, веселого, огорченного, злого, удивленного, придумывая для этого соответствующую мимику и произнося короткие слова с необходимой интонацией: ай-ай-ай; ох-ох-ох; ой-ой-ой; э-эх; о-го-го, у-ух и т. д.
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, мимике и интонации, кого хотел изобразить водящий, стараясь назвать настроение подходящим словом, попробовать объяснить (или придумать) причину такого его настроения.
Игра «Узнай, что звучит»
Задача: научить детей отличать друг от друга звуки, издаваемые обиходными, окружающими их предметами.
Оборудование: деревянные и металлические ложки, молоток, мяч, бумага, книга, пустой стакан, стакан с водой, ключи, погремушка, колокольчик.
Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Дети вместе со взрослым рассматривают различные звучащие предметы, разложенные на столе. Играющие садятся спиной к взрослому, который издает звуки различными знакомыми предметами, а дети должны отгадать звук и ответить полным предложением. Например: шуршит бумага, звенит пустой стакан, льется вода и т. д.
Игра «Прислушайся»
Задача: развить остроту слуха.
Описание. Игра проводится с группой из 4-5 детей. Дети сидят по кругу.
Ведущий обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. В ходе игры внимательным детям можно давать фишки в качестве приза.
Игра «Слушай и выполняй»
Задача: научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.
Оборудование: различные игрушки и предметы, окружающие ребенка.
Описание. Ведущий дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил (а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)».
Игра «Хлопни в ладоши»
Задача: тренировать детей в порядковом счете до 10, выполнять действия по словесной инструкции взрослого.
Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей. Дети стоят (или сидят) напротив взрослого. Он говорит им, что будет считать до 10 и как только он произнесет число десять (или другое условленное число, все должны сделать один хлопок. На другие числа хлопать не надо. Ребенок (или дети) вместе со взрослым считают от 1 до 10, приготавливая ладони и приближая их друг к другу, но не хлопая ими.
3-4 счета игра проводится правильно. Затем взрослый начинает «путаться» : при произнесении любого из чисел (но не 10 или условленного числа) быстро приближает ладони, как будто хочет хлопнуть. Дети, которые последовали примеру взрослого и хлопнули, выбывают из игры.
Игра «Живые звуки»
Задача: наглядно показать ребенку слияние звуков для образования слога.
Описание. Взрослый говорит: «Сейчас мы будем учиться составлять слоги», сначала на примере слияния гласных (АУ, УА, ОИ, УО и т. д., затем обратные слоги с простыми согласными (AM, ОТ, УП, ИН и т. д.). При их составлении выбираются двое детей (или ребенок и взрослый) : один из них будет выполнять роль гласного звука (например [А], другой -согласного (например [М]). Играющие встают рядом на небольшом расстоянии. Начинает игру «гласный», он долго протягивает свой звук, а «согласный» идет ему навстречу, кратко проговаривая свой звук. Когда дети встретились, обнялись, звуки «по-дружились», получился слог AM. После того как дети усвоят образование слияний гласных и обратных слогов, они учатся составлять прямые слоги. Для этого дети меняются местами: «согласный» начинает игру, а «гласный» идет ему навстречу.
Игра «Хлопни, как услышишь звук»
Задача: научить детей выделять среди других заданный звук.
Оборудование: слова, в которых согласный звук произносится четко, с усилием, а гласный звук должен быть под ударением.
Описание. Взрослый дает инструкцию ребенку, чтобы он хлопнул, если услышит какой-либо определенный звук.
Затем он начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слоги, потом слова, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук. Например, выделяется звук [А].
Звуки: О, У, Н, А, У, Ы, О, А, М, А, Т, О, А и т. д.
Слоги: ОН, АК, AT, УХ, ПА, НЫ, УТ, НА и т. д.
Слова: Африка, кот, аист, остров, осень, автор, иду, Аня, утро и т. д.
Игра «Назови последний звук в слове»
Задача: научить детей выделять конечный звук в слове, сначала согласный, затем гласный.
Описание. Взрослый называет простые по звуковому составу слова, выделяя голосом и интонацией последний звук.
Если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова, если гласный - специально долго протянуть его в конце слова.
Например, кот - последний звук [т], дом - [м], рыба - [а], ведро - [о], шары - [ы], мальчики - [и] и т. д.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача: научить детей выделять начальный звук в слове, сначала гласный (так как его можно долго протянуть и ребенку проще его услышать, затем согласный.
Описание. Взрослый называет простые по звуковому составу слова, выделяя голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается на гласный звук, то он должен быть под ударением и специально долго тянуться. Если первый звук - согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова.
Например: аист - звук [а], утка - звук [у], муха -звук [м], Оля - звук [о], нос - звук [н] и т. д. Поначалу допускается называние целого слога «му-», «но-», из которых затем с помощью взрослого выделяется краткий звук [м], [н].
Игра «Придумай слово на звук»
Задача: развить фонематический слух детей, умение отличать начальный звук слова от других и соотносить его с таким же звуком в других словах, расширить словарный запас детей.
Оборудование: картинки с предметами, название которых начинается на ударный гласный или согласный звук, доступный ребенку для произношения.
Описание. Игра может проводиться с ребенком только после предварительной работы, когда он может хорошо определять начальный звук в слове.
Сначала взрослый показывает ребенку картинки с 2-3 изученными звуками в начале слова. Звуки и слова с ними должны быть простыми и доступными ребенку для понимания и повторения.
После того как все слова на картинках названы, карточки убираются, а ребенок должен вспомнить картинки и назвать (или придумать) слова, например на звук [О] : Оля, осень, осы, овощи, окунь, окна, обруч; или на звук [К] : кот, конь, кофта, кубик, кукла, конфета и т. д.
Игра «Постучим»
Задача: развить слуховое внимание, умение передавать заданный ритмический рисунок, совершенствовать навыки порядкового счета.
Оборудование: барабан или бубен.
Описание. Взрослый задает ритм, стуча по барабану или бубну, ребенок слушает удары, закрыв глаза, а затем повторяет ритм и количество ударов, похлопав в ладоши, потопав ногой или подпрыгнув заданное количество раз.
Игра «Закончи слово»
Задача: закрепить правильное произношение отдельных трудных для ребенка звуков, развить умение добавлять недостающий заданный звук в конец слова и произнести слово полностью.
Оборудование: ряды слов с одинаковым недостающим звуком в конце, предметные картинки, на которых изображены получившиеся слова.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, но не договаривает последний звук. Ребенок должен догадаться с помощью картинки, что это за слово, и повторить его полностью.
По мере тренировки взрослый может произносить слова без картинок, давая ребенку задание добавлять в конце какой-то определенный звук (или прямой слог) и назвать слово целиком»
Например: эти слова нужно закончить звуком [к] - ма (к, со (к, жу (к, лу (к, ра (к, моря (к, ры-ба (к, вол (к, ба (к) или слогом ка-: бан (ка, соба (ка, игол (ка, май (ка, ромаш (ка) и т. д.
Игра «Где находится звук?»
Задача: научить детей определять местоположение звука в слове: в начале, в середине или конце слова.
Описание. Взрослый объясняет ребенку, что каждое, даже короткое слово делится на 3 части: начало, середину и конец.
Соответственно любой звук, входящий в состав заданного слова, может находиться в начале (когда все остальные звуки идут за ним, в середине (когда другие звуки стоят перед ним и после него, в конце (когда остальные звуки стоят перед заданным звуком).
Далее взрослый предлагает ребенку прослушать слова, в которых есть какой-либо определенный звук, произнося их медленно и выделяя длительностью и ударением звук, который надо услышать.
На начальном этапе детям для прослушивания предлагаются слова с гласными звуками, так как их можно длительно протянуть, чтобы дети их услышали, или согласные звуки, которые ребенок может сам правильно произнести: [М], [Н], [П], [Т], [К], [Ф],[Г],[Х],[Д]идр.
Если дается задание услышать, где стоит звонкий согласный звук, то подбираются слова, в которых он находится в начале или середине слова, так как в конце слова звонкие звуки оглушаются и превращаются в парный глухой звук: [г-к], [д-т], [б-п], [в-ф], [ж-ш], [з-с].
Например, дается задание определить местоположение гласного звука [О] : Оля (начало, окно (конец, на начале слова не заостряется внимание ребенка,так как вместо [окно] мы говорим [акно]); осень (начало, ведро (конец, ложка (середина). Или местоположение согласного звука [ш] (при условии правильного его произношения) : шапка, камыш, ка-рандаш, шина.
Игра «Повтори за мной»
Задача: тренировать детей в запоминании и повторении последовательно расположенных слогов, слов, устранить пропуски и перестановки слогов в словах.
Описание. На начальном этапе взрослый произносит 2 слога и просит ребенка повторить их. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, количество слогов увеличивают до 3-4, а затем предлагают повторить по порядку ряд слов.
Слоги могут быть любые: прямые (первым стоит согласный, вторым - гласный звук, обратные (первым стоит гласный, вторым - согласный звук, закрытые (гласный находится между согласными, но звонкие звуки в них не должны стоять в обратном порядке (слоги типа АД, ОВ, УЗ и т. д.)
Слова должны состоять из 2-3 слогов и иметь похожую структуру. Например, слоги: [МА-МО-МУ], [БА-БО-БЫ], [МО-МУ-МЫ], [БУ-БЫ-БО], [АМ-ОМ-УМ]; слова: мешок - пушок - петушок, сок - лесок - песок - носок, лама— мама - дама.
Если ребенок делает ошибку при повторении, взрослый произносит ряд слогов (слов) несколько раз, тренируя слуховое внимание ребенка.
Игра «Живые — неживые»
Задача: закрепить у детей понятие об одушевленных и неодушевленных предметах, о вопросах, на которые они отвечают.
Оборудование: I вариант — одушевленные и неодушевленные предметы, окружающие детей.
// вариант - мяч.
Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей.
I вариант. Взрослый рассказывает детям: «Посмотрите вокруг: как много около нас предметов. Одни из них могут двигаться, говорить, есть и совершать многие другие действия. Это одушевленные или живые предметы, они отвечают на вопрос
«Кто?». Другие предметы неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные или неживые предметы, они отвечают на вопрос «Что?». Далее взрослый называет слова, а дети должны ответить, к живым или неживым предметам они относятся. Например: стол, комната, дом, машина - неживые предметы; попугай, мальчик, рыбки, заяц - живые.
Для более полного усвоения материала проводится наглядное сравнение живой девочки и неживой куклы, птицы и самолета.
II вариант. Играющие договариваются, что, услышав названия живых предметов, ловят мяч, а не живых - не ловят (можно придумать и другое действие). Затем взрослый называет слова, а дети выполняют соответствующие действия.