Иночкина Надежда
Игры по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников. Средняя группа
▼ Скачать + Заказать документы
I Безопасность собственной жизнедеятельности :
1. «Едем в гости»
Цель: уточнение знаний о родственных связях; воспитание культуры поведения в гостях.
Описание игры : педагог показывает картинки, а дети называют их, устанавливая родственные связи.
2. «Один дома»
Цель: закрепление знаний детей о незнакомых людях, что может быть опасным в общении с незнакомыми людьми; распределение людей по признаку родства (родные, знакомые, чужие).
Публикация «Игры по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников, Средняя группа» размещена в разделах
Описание игры : педагог предлагает детям посмотреть на картинки и подумать, откроют ли они дверь тому или иному человеку. Дети объясняют свой выбор.
3. «Да – нет»
Цель: способствование запоминанию предметов, опасных для жизни и здоровья, рассказывать о последствиях неосторожного обращения с ними.
Описание игры : педагог раздает детям карточки (красная – «нет», зеленая – «да»). Обсуждаются различные ситуации (игра на балконе; игра в кубики, с режущими и колющими предметами; звонок в дверь: «Я ваша соседка (почтальон, телемастер, подруга мамы и др.)». Дети должны найти выход, аргументировать его и показать соответствующую карточку.
4. «Можно или нельзя»
Цель: закрепление правил безопасного поведения в быту.
Описание игры : дети становятся в круг. Педагог называет какое-либо действие. Кому из детей бросит мяч, тот отвечает, можно это делать или нет.
5. «Четвертый лишний»
Цель: обучение детей выделять лишний предмет, опасный для жизни и здоровья.
Описание игры : педагог показывает карточку, где изображены 4 предмета, один из которых лишний. Дети называют его и объясняют, почему они так считают. Например: мяч, юла, кукла, иголка (лишняя иголка – это опасный предмет, а остальные предметы – игрушки).
6. «Продолжи ряд»
Цель: закрепление правил безопасного поведения в быту.
Описание игры : педагог показывает карточку, где изображены 2-3 предмета, а далее идут пустые окошечки. Дети называют другие предметы по определенной теме. Например: пылесос, телевизор… (холодильник, компьютер, фен, утюг) – это электроприборы.
7. «Раз, два, три – опасность назови»
Цель: закрепление знаний опасных и безопасных предметов дома и в группе.
Описание игры : дети встают в круг, в середине педагог – ведущий. Он бросает каждому ребенку по очереди мяч и произносит слово (например, «кухня», «ванная комната», а ребенок называет опасные предметы, которые находятся в данном месте.
8. «Что для чего?»
Цель: закрепление знаний о пользовании электроприборами, их назначением.
Описание игры : педагог показывает на карточках электроприборы, а дети рассказывают о их назначении (электроплита служит для приготовления еды; утюг – для глажения белья, фен – для сушки волос и т. д.).
9. «Загадки – отгадки»
Цель: развитие умения отгадывать загадки, находить отгадку среди множества иллюстраций; активизирование в речи слов – название электроприборов.
Описание игры : педагог загадывает загадки об электрических приборах (пылесос, утюг, телевизор, холодильник и др., а дети должны найти соответствующую отгадку на картинке.
10. «Можно – нельзя»
Цель: закрепление знаний о возможной опасности бытовых электроприборов и мерах предосторожности при обращении с ними.
Описание игры : педагог показывает картинку с изображением электроприбора и называет какое-либо действие с ним (например, тянуть за шнур). Дети показывают красный кружок, если это делать опасно, зеленый – если это делать разрешается.
11. «Огонь – вода»
Цель: закрепление правил пожарной безопасности.
Описание игры : педагог читает потешку «Тили, тили, тили бом, загорелся Кошкин дом…». Предлагает детям на домике прикрепить маленькие огоньки. Затем спрашивает у детей: «Как можно помочь кошке?» (потушить водой). Дети берут на столе формы капелек и закрывают огоньки капельками.
II Бережем свое здоровье:
1. «Части тела»
Цель: уточнение и расширение представлений о своем теле; формирование знаний о том, для чего нужна каждая часть тела.
Описание игры : педагог называет часть какую-либо часть тела, дети находят ее среди карточек и кладут на картинку.
2. «Польза – вред»
Цель: закрепление знаний правил ухода за зубами.
Описание игры : расположенные на доске картинки дети распределяют на две группы : в одну сторону - что полезно для сохранения зубов здоровыми, а в другую – что вредит зубам. Потом дети показывают картинки и обосновывают свой выбор.
III Безопасный отдых на природе :
1. «Береги живое»
Цель: закрепление знаний правил безопасного поведения на природе.
Описание игры : педагог предлагает детям подобрать картинки правильного и безопасного поведения в природе к картинкам, стоящим на доске (неправильное и опасное поведение в природе)
2. «Хорошо – плохо»
Цель: уточнение знаний об опасностях на природе; побуждение к бережному и ответственному отношению к природе.
Описание игры :I вариант: педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает детям мяч, задавая детям вопросы на тему «Хорошо или плохо?» (разводить в лесу костер; кормить зимой птиц; есть незнакомые грибы и ягоды; забирать детенышей животных из леса домой? и т. д.). Дети ловят мяч и отвечают.
II вариант: дети сидят полукругом, педагог показывает карточки с изображением различных ситуаций правильного и неправильного поведения на природе, дети дают соответствующую оценку – хорошо или плохо.
3. «Как избежать неприятностей»
Цель: развитие умения беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасные ситуации во время пребывания на природе.
Описание игры : педагог раздает детям карточки с изображением опасных ситуаций во время пребывания на природе и зачитывает стихотворение. Дети узнают по содержанию стихотворения свою карточку, показывают ее и объясняют, как выйти из данной ситуации, как не попасть в нее снова.
4. «Вершки – корешки»
Цель: упражнение детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Описание игры : педагог уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Педагог предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Педагог называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Педагог может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.
5. «Кошки и собаки – наши верные друзья»
Цель: формирование навыков безопасного обращения с домашними животными.
Описание игры : педагог предлагает детям разложить картинки в два обруча, правильное поведение с питомцем и неправильное поведение с питомцем. Дети объясняют ситуацию на картинке и к чему это может привести.
6. «Цветы»
Цель: воспитание у детей бережного отношения к прекрасным творениям природы; закрепление названий садовых растений.
Описание игры : педагог читает стихотворение Т. Собакина:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты,
И деревья, и кусты….
И не будет красоты.
Педагог подводит детей к выводу, что цветы нельзя рвать на газонах, клумбах и скверах, их сажают для того, чтобы вокруг было красиво, и все любовались ими. Для букетов цветы специально выращивают.
После этого начинается игра. Дети делятся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя- название цветка, которое сообщает воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит:
-Здравствуйте, цветы!
-Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена,- отвечают им «цветы».
Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. В конце игры дети хором с воспитателем читают стихотворение.
IV Безопасность на дорогах и улицах :
1. «Светофор»
Цель: закрепление знаний о сигналах светофора и правилах перехода улицы.
Описание игры : педагог читает стихотворение, а дети угадывают концовку и показывают фишку нужного цвета.
Заучи закон простой:
Красный свет зажегся - (стой!
Желтый скажет пешеходу:
«Приготовься к ….(переходу)».
А зеленый впереди –
Говорит он всем(«Иди!»)
2. «Что можно, что нельзя»
Цель: закрепление знаний о сигналах светофора и правилах перехода улицы.
Описание игры : педагог читает стихотворение:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят день и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Педагог предупреждает о том, что сигнал меняется, надо быть внимательными.
3. Игра «Перевези пассажира»
Цель: закрепление знаний правил дорожного движения, поведения в транспорте.
Описание игры : дети делятся на команды. Выбирают «водителя». Он держит обруч - это «автобус». По сигналу «водитель» перевозит «пассажиров» с одной остановки на другую. Побеждает та команда, «водитель» которой аккуратнее перевезет своих «пассажиров».
4. «Найди свой автобус»
Цель: закрепление умения ориентировки в пространстве; правил поведения в транспорте.
Описание игры : педагог раздает детям билеты. Но будьте внимательны: надо сесть в автобус согласно, номеру вашего билета. Дети-водители надевают шапочки с номером автобуса, пассажиры занимают свои места, звучит музыка. Когда музыка заканчивается, пассажиры находят свой автобус, контролёр проверяет правильность посадки пассажир.
5. «Царство дорожных знаков»
Цель: закрепление знаний о различных видах дорожных знаков: запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Описание игры : педагог читает стихи про каждый знак, а дети находят картинку дорожного знака на плакате.
6. «Найди свой знак»
Цель: закрепление знаний детей о различных видах дорожных знаков.
Описание игры : дети получают знаки (предупреждающие, информационные, указательные, запрещающие) и группируются по 4 — 6 человек в разных углах комнаты. В каждом педагог ставит на подставке геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). По сигналу педагога «Знаки разбежались» - дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.
Вариант игры. Когда дети хорошо усвоят игру, педагог предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет фигуры. По слову «Домой» дети открывают глаза, находят знак и бегут к нему. Педагог отмечает, какая группа собралась быстрее других.
7. «Мы - пассажиры»
Цель: уточнение знаний детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепление правил посадки в транспорт и высадки из него.
Описание игры : дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.