Гришаева Нина Ивановна
Игры по обогащению словаря родственными словами и отгадывание предмета по описанию
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Гришаева Нина Ивановна
1. «Придумай слова-родственники».
Используя картинный материал, схемы, задавая вопросы, выделяя голосом общую часть слова, подводить детей к понятию слова-родственники.
Какое время года? (Зима)
Как сказать ласково? (Зимушка)
Как можно назвать одним словом этих птиц? (Зимующие)
Какая это одежда? (Зимняя)
2. Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Публикация «Игры по обогащению словаря родственными словами и отгадывание предмета по описанию» размещена в разделах
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.
3. «Угадай – кА»
Отгадать название предмета по описанию его признаков.
Например: «Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный».
Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
Это дерево с толстым крепким стволом; на нем растут желуди.
Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
5. «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай.
Логопед, бросает мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — шапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.
6. «Расскажи…»
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется).
Например: лопата — чтобы копать землю; она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла.
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
Предлагались картинки.
7. «Отгадай загадку»
Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых нужно выбрать нужную.
а) Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами.
Он на севере живет, вместо сена мох жует.
б) Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки от копыт до головы.
в) Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.
г) Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
д) Зверь я горбатый, я нравлюсь ребятам.
е) Он большой, серый и злой.
8. «Отгадай»
Отгадывание загадок об овощах, фрукт домашних и диких животных, о посуде, мебели транспорте и т. д. с объяснением того, как дети догадались.
Например, логопед предлагает прослушать стихотворение и отгадать, какие овощи были в корзине
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот.
Расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, и чёрный, и синий,
Здоровый такой разноцветный народ.
Что же это за «народ»? ( Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны.)
Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине. (Помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий)
9. «Составь загадку»
Составление детьми загадок-описаний определенному плану.
Например, детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана времени года, когда ее носят.
Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, но осенью, зимой. Что это? (Шарф.)
10. «Придумай, о чем может идти речь»
Логопед предлагает детям сказать, о чем мо идти речь, если в тексте, например, есть слова кот и лист. Дети могут ответить:
а) о том, как кот играл с листом;
б) о том, как лист упал на кота;
в) о том, как кота засыпали листьями;
г) о том, как кота щекотали листом;
д) о том, как игрушечного кота завернули в лист бумаги;
е) о том, как на листе бумаги мальчик нарисовал кота и т. д.