Елена Щенникова
Игры на развитие слухового внимания и памяти
▼ Скачать + Заказать документы
Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер. Но, на самом ли деле, ребенок просто не хочет слушать? Может вся проблема в проблемах со слуховой памятью?
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Публикация «Игры на развитие слухового внимания и памяти» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Фонематическое восприятие — это слуховое восприятие речевых звуков и слов окружающего мира ребенка (родителей, воспитателей, учителей, животных и т. д). Нарушение слухового внимания ведет к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) схожие по звучанию или подобные по артикуляции речевые звуки.
Одним из направлений речевого развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.
Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи, надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о – о – о»).
Также слуховое восприятие нужно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: "Найди мишку" (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).
В качестве упражнений для развития голосового аппарата и речевого слуха можно использовать отрывки из стихотворений, потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок,насыщенных определённым звуком. Так ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных птиц и людей. Соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Эти игры позволяют значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.
Также учите детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки, акустическим свойствам (громкость, высота, длительность, количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка к восприятию речевых звуков.
-Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т. д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит так, чтобы ребенок не видел.
Звуки должны быть ясные и контрастные.
-Игра «О чём говорит улица?»
Во время прогулки по улице, попробуйте назвать максимальное количество звуков (кто больше?
На развитие слуховой памяти, возможно использование следующих игр:
1. «Запоминай и выполняй».
Выполнение ребёнком четырёх — шести простых действий — словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате». Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх — пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми последовательности и называет их (при условии, если произносит все нужные звуки).три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» — Коле, «сук» — Ане, «сок» — Ване.
2.«Посмотри и запомни».
Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их.
3.«Правильно отберёшь — фишку возьмёшь».
На столе восемь — десять картинок или игрушек. Называются любые три-четыре из них, которые ребёнок отбирает в той же
4.«Возьми свои картинки».
Картинки лежат на столе. Взрослый называет по две-три из них для нескольких детей. Дети находят свои картинки и называют их.
5.«Что я не назвала?»
Обучающий называет пять картинок из десяти, а дети отбирают другие пять, и, по возможности, называют их.
6.«Продавец».
Дети запоминают последовательность, в которой разложены шесть рисунков,затем рисунки переворачивают; «продавец» предлагает купить, например, «утку», «покупатель» определяет картинку и показывает детям.
7. «Море волнуется раз». Вместе с ребенком придумайте позы к буквам Т, О, К, Ф, Л, Х. Затем включите музыку и предложите ребенку подвигаться в танце. Как только музыка закончится, назовите одну из букв. Ребенок должен немедленно принять оговоренную позу.
8. «Цепочка действий». Предложите малышу цепочку действий, которую необходимо выполнить последовательно. К примеру, можно дать указание: «Сходи на кухню. Возьми букет цветов и принести его в зал. Поставь цветы в вазу».
9.«Анализ текста». Прочитайте текст, взятый из рассказа или сказки. Затем попросите пересказать то, что он услышал. Если малыш затрудняется с пересказом, повторно перечитайте ему сказку опять (с большим выражением). Спросите, о чем повествуется в сказке (рассказе? Постарайтесь провести параллель с тем, что малышу знакомо и хорошо известно и сравните с тем новым, что он почерпнул в этой сказке (рассказе). Попросите малыша провести параллель между сходством и отличием. Отвечая на Ваши вопросы, малыш мыслит, сравнивает, делится своими наблюдениями, думает. Подобный диалог может неплохо развивать слуховую память и мышление ребенка. Пусть ребенок повторно перескажет текст. В свою очередь, вы увидите, насколько его пересказ стал осмысленнее.