Лучший педагог года

Игры для развития словесно-логического мышления

Галина Антоненко
Игры для развития словесно-логического мышления
▼ Скачать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад “Василёк””

муниципального образования - Михайловский муниципальный район

Рязанской области

Игры

на развитие

словесно-логического мышления

Мастер – класс подготовила

Воспитатель - Антоненко Г. В.

г. Михайлов,2021г.

Публикация «Игры для развития словесно-логического мышления» размещена в разделах

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. В раннем детстве он начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними. Мыслительные действия в дошкольном возрасте предполагают установление связей между предметами для достижения цели. Одна из основных линий развития мышления дошкольника связана с усвоением речи - формирование обобщений, которые первоначально возникают в процессе действия, а затем выражаются в слове. Благодаря обобщению происходит выделение предмета (свойства, функции, что знаменует начало сложной логической переработки материала, осмысление, осознание окружающего мира. Первые слова ребёнка — это своего рода обобщение целого класса предметов или явлений на основании единичных признаков. В конце дошкольного возраста происходит формирование словесно - логического мышления.

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Дети до 5 лет, когда играют проговаривают вслух все свои действия, описывают манипуляции. Ближе к школьному возрасту у них формируется способность к внутренней речи — они уже не проговаривают вслух, а продумывают последовательность своих действий. Они уже начинают мыслить не при помощи наглядных образов, а при помощи слов.

Можно выделить два вида мышления :

1) аналитическое, при котором производится последовательный перебор разных вариантов решения задачи путем логических рассуждений;

2) интуитивное, для которого характерна быстрота протекания, отсутствие чётко выраженных этапов.

Главная цель работы по развитию у детей словесно- логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы. Наиболее распространенными методиками, которые показывают уровень развития словесно-логического мышления являются следующие :

1) объяснение сюжетных картин — ребёнку показывают картинку и просят объяснить, что на ней нарисовано. Этот приём даёт представление о том, как ребёнок понимает смысл изображаемого, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь;

2) последовательность событий- более сложная методика. Это серия сюжетных картинок, на которых изображены этапы какого-то знакомого ребёнку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события

Способность логически мыслить позволяет:

- понимать происходящее вокруг;

- видеть связи в предметах и явлениях окружающей действительности;

- делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения;

- доказывать или опровергать словом.

В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.

Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:

-терпение;

-умение играть и верить в игру;

-умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;

-умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;

-творчество.

В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Воспитатель просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Понимание грамматической конструкции предложений.

“Маша пошла гулять после того, как полила цветы”. - Что Маша сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?

“Через много лет Матвею будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).

Узнавание предметов по заданным признакам.

Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый, кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

узким или широким.

Какому времени года соответствует следующее описание:

"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. "

Сравнение двух или более предметов.

Назовите общие признаки:

• яблока и арбуза;

• кошки и собаки;

• стола и стула;

• ели и сосны;

• голубя и дятла;

• ромашки и гвоздики.

Чем отличается:

• ручка от карандаша;

• рассказ от стихотворения;

• сани от телеги;

• осень от весны;

• дерево от кустарника;

• лиственное дерево от хвойного дерева.

Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. На примере данных игр и упражнений мы можем увидеть умственные и речевые способности у детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Собери картинку» Сегодня предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру, сделанную из стоматологических палочек, и палочек из мороженного! Просматривая информации.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления «Волшебные палочки» Дидактическая игра «Волшебные палочки» Уважаемые коллеги! На просторах МААМА когда-то встретила идею изготовления игры из простых палочек.

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для родителей «Играем с детьми дома. Развивающие игры для развития логического мышления для детей 6–7 лет» Консультация для родителей. «Играем с детьми дома. Развивающие игры на логическое мышление для детей 6 – 7 лет»Интересно и эффективно можно.

Дидактические игры для развития логического мышленияДидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..

Задание для развития логического мышления у дошкольниковЗадание для развития логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников – неотъемлемая часть математического мышления и не только. Оно способствует развитию внимательности,.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития словесно-логического мышления
Опубликовано: 9 октября 2021 в 12:49
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития словесно-логического мышления» (включая файлы) размещена пользователем Галина Антоненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД