Галина Антоненко
Игры для развития словесно-логического мышления
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Детский сад “Василёк””
муниципального образования - Михайловский муниципальный район
Рязанской области
Игры
на развитие
словесно-логического мышления
Мастер – класс подготовила
Воспитатель - Антоненко Г. В.
г. Михайлов,2021г.
Публикация «Игры для развития словесно-логического мышления» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. В раннем детстве он начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними. Мыслительные действия в дошкольном возрасте предполагают установление связей между предметами для достижения цели. Одна из основных линий развития мышления дошкольника связана с усвоением речи - формирование обобщений, которые первоначально возникают в процессе действия, а затем выражаются в слове. Благодаря обобщению происходит выделение предмета (свойства, функции, что знаменует начало сложной логической переработки материала, осмысление, осознание окружающего мира. Первые слова ребёнка — это своего рода обобщение целого класса предметов или явлений на основании единичных признаков. В конце дошкольного возраста происходит формирование словесно - логического мышления.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Дети до 5 лет, когда играют проговаривают вслух все свои действия, описывают манипуляции. Ближе к школьному возрасту у них формируется способность к внутренней речи — они уже не проговаривают вслух, а продумывают последовательность своих действий. Они уже начинают мыслить не при помощи наглядных образов, а при помощи слов.
Можно выделить два вида мышления :
1) аналитическое, при котором производится последовательный перебор разных вариантов решения задачи путем логических рассуждений;
2) интуитивное, для которого характерна быстрота протекания, отсутствие чётко выраженных этапов.
Главная цель работы по развитию у детей словесно- логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы. Наиболее распространенными методиками, которые показывают уровень развития словесно-логического мышления являются следующие :
1) объяснение сюжетных картин — ребёнку показывают картинку и просят объяснить, что на ней нарисовано. Этот приём даёт представление о том, как ребёнок понимает смысл изображаемого, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь;
2) последовательность событий- более сложная методика. Это серия сюжетных картинок, на которых изображены этапы какого-то знакомого ребёнку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события
Способность логически мыслить позволяет:
- понимать происходящее вокруг;
- видеть связи в предметах и явлениях окружающей действительности;
- делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения;
- доказывать или опровергать словом.
В настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Во время игр-занятий от взрослого (педагога или родителя) требуются:
-терпение;
-умение играть и верить в игру;
-умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
-умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
-творчество.
В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.
Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Воспитатель просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
Понимание грамматической конструкции предложений.
“Маша пошла гулять после того, как полила цветы”. - Что Маша сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
“Через много лет Матвею будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).
Узнавание предметов по заданным признакам.
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда. "
Сравнение двух или более предметов.
• Назовите общие признаки:
• яблока и арбуза;
• кошки и собаки;
• стола и стула;
• ели и сосны;
• голубя и дятла;
• ромашки и гвоздики.
• Чем отличается:
• ручка от карандаша;
• рассказ от стихотворения;
• сани от телеги;
• осень от весны;
• дерево от кустарника;
• лиственное дерево от хвойного дерева.
Игры и игровые упражнении дают педагогу и родителям возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный. На примере данных игр и упражнений мы можем увидеть умственные и речевые способности у детей.