Анастасия Криволысова
Игры на развитие речи у детей 3–4 лет дома
▼ Скачать +Заказ
Игры на развитие речи у детей 3-4 лет дома
Я быстрее
Встаньте рядом с малышом. Выберите предмет, находящийся в некотором отдалении от вас. Объясните ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной вами категории, например, «все круглое (теплое, мягкое)», «домашние или дикие животные», «посуда», «мебель» и т. п.
Публикация «Игры на развитие речи у детей 3–4 лет дома» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, развитию памяти, внимания.
Что, где, когда
Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы:
Где растут ветки? (На дереве).
Где растут деревья? (В лесу).
Где растут листья? (На ветке).
Где живут рыбы? (В реке).
Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ русского языка.
Волшебный сундучок
Положите в картонную коробку несколько разных предметов. «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, давайте им краткую характеристику: «Смотри — это мяч, какой он круглый, красный! А вот — машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще — ложка, большая папина ложка».
Сложите все предметы в коробку и предложите малышу угадывать, по описанию, какой предмет вы хотите достать. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяйте интонацией местоимения «он, она, оно». После того, как все предметы вновь будут выложены, попросите ребенка забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратите на это его внимание.
Игра способствует развитию внимания, памяти, навыков классифицирования предметов, освоению правильного употребления родовых местоимений,
Спасибо, Маша!
Прочитайте ребенку потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же ребенка.
Маша кашу варила,
(делайте рукой круговые движения,
имитирующие размешивание каши)
Федота кормила.
(движения, имитирующие
кормление ложкой)
Федот компот варил.
(«размешивание» в другую сторону)
Машу поил.
(пейте из воображаемого стакана).
«Спасибо, Маша!
(наклоните голову)
Вкусная каша!
Спасибо, Федот!
(поклон головой)
Вкусный компот!
Спросите у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляйте слова разного рода : «Яблоко какое? Вкусное!
Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д.».
Игра способствует сенсорному развитию, освоению родовых окончаний прилагательных.
Полезные «прятки»
Предложите ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумайте короткий рассказ и попросите малыша выполнять то, о чем вы будете говорить. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал (имя) — думал и решил спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела — нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А, вот он где — под столом!». Далее вы рассказываете, как мальчик спрятался в шкаф, залез на стул и притаился и т. д.
Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги под, на, в.
Один - много
Вам потребуются: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.
Отдайте малышу карточки с изображениями нескольких предметов, у себя оставьте картинки с одиночными предметами. Показав свою карточку, скажите: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?». Помогите ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дайте крохе образец ответа: «У меня — яблоко, а у тебя — яблоки!». Используйте изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, нога — ноги, лицо — лица и т. п.
Игра способствует развитию речи, внимания, помогает изучить формы слов во множественном числе.
Игра способствует развитию навыков верного употребления форм глаголов.
Поскачем на лошадке
Мишка и зайка хотят поскакать на лошадке (лошадка вполне может быть условной, но никак не могут договориться об очередности. Зайка кричит: «Я поскачу первым!», а мишка: «Нет, я поскачу!». После недолгих препирательств зайка уступает: «Ну ладно, мишка, скачи». Проскакав, мишка отдает лошадку зайке: «Теперь ты скачи, зайка!». Употребляйте во время игры разные виды глагола «скакать», например, спрашивайте: «Кто еще хочет поскакать?», «А ежик поскачет на лошадке?», «А давайте, все вместе поскачем» и т. п.
В игре ребенок учится правильному употреблению глаголов.
Кто к нам пришел?
Спрячьте игрушку-котенка. Поиграйте в игру: «Кто к нам пришел». Спрятанный котенок забыл, какое он животное, но знает, что мама у него — кошка, а папа — кот. Обыграйте ситуацию с цыпленком, теленком и т. п.
Игра способствует развитию речи, логического мышления.
Если., то.
Предложите ребенку продолжить ваше высказывание: «Если на небе тучи, то. (пойдет дождь)», «Если наступило утро, то. (пора вставать, завтракать, идти в детский сад)», «Если я уколю воздушный шарик иголкой, то.». Возможно, в скором времени, малыш тоже предложит вам продолжить его предложение, начинающееся со слова «Если.».
Игра способствует развитию речи, освоению категории «причина — следствие».
Где лежал мячик?
Положите на стол небольшой мяч. Вокруг него разложите несколько знакомых малышу предметов. Поинтересуйтесь: «А где лежит мячик?». Естественная реакция: «На столе?». Задайте вопрос по-другому: «Около чего лежит мячик?». Далее: «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п.
Игра способствует развитию речи, навыков ориентирования в пространстве.
Магазин
Предложите ребенку поиграть в магазин. Разложите на импровизированных витринах «товары» : игрушки, книжки, посуду и т. д. «Покупателями» можете быть как вы с малышом, так и куклы, мягкие игрушки. Купить понравившуюся вещь можно при одном условии: «покупатель» произносит звук, с которого начинается название «товара» : машина — «м», тарелка — «т» и т. д.
Игра способствует развитию слухового восприятия, внимания.
Укрась слово
Вам потребуются: лист бумаги, крупа или разноцветные пуговицы.
Крупными буквами напишите знакомое ребенку короткое слово («мама», «папа», «кот» и т. п.). Прочитайте слово и предложите малышу украсить надпись, обкладывая буквы по контуру крупой или пуговицами. В процессе игры повторяйте : «Теперь мы украсим букву «А», вот она, посмотри». Останавливайте ребенка, если он хочет начать с последней или средней буквы, объясняйте, что все слова читаются слева направо. Выложив буквы, прочитайте слово еще раз.
Игра помогает выучить буквы, развивает мелкую моторику.
Составляем загадки
Придумывайте ребенку простые загадки о знакомых ему предметах, например, белое, прямоугольное, стоит в ванной комнате, делает белье чистым (стиральная машина).
Стеклянный прозрачный, в нем живут рыбки, некоторые растения и улитки (аквариум) и т. д.
Игра способствует развитию речи, воображения, памяти.
Опиши предмет
Предложите малышу описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учите ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.
1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.
2. Форма, цвет, размер, материал.
3. Функции предмета.
4. Сравнительный анализ - по форме, цвету, материалу, функциям.
При этом обязательно учитывайте индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Используйте слова, доступные пониманию малыша. Наглядно демонстрируйте все, о чем рассказываете. Задавайте малышу наводящие вопросы, подсказывайте, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.
Сказка о стуле
«Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?». «Я — мебель, - ответил стул, — и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб, да она еще и не одна!» — воскликнул зайка. «Конечно, — ответил стул, — у меня их целых четыре штуки». «А зачем тебе столько ножек? — поинтересовался зайчик, — ты же не ходишь!». «Да, к сожалению, я не хожу, — грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся — не падали». «Гляди-ка! — изумился заяц, — на тебя еще и садятся?». «Конечно, ведь для этого я и нужен, — важно пояснил стул, — у меня есть широкое сиденье, на котором удобно сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный, — восхитился зайка, — а я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!».
Игра способствует развитию речи, навыков классифицирования, логического мышления.
Опиши по картинке
Вам потребуются: тематические картинки, по которым можно описывать свойства предмета, действие предмета, положение предмета относительно чего-либо.
Разложите карточки на столе картинкой вниз. Поочередно берите одну из них и описывайте изображение согласно заданной теме. Например, если задана тема «Опиши предмет», на карточках должны быть изображены одиночные предметы, требующие детального описания. Допустим, на карточке нарисована машина. «Это грузовая машина. У нее есть кузов, кабина, 4 колеса. Кабина синего цвета, кузов — зеленого». Эта же карточка и ей подобные могут проходить по теме «Действие предмета». Например, «эта машина может ехать, сигналить, может набирать скорость, тормозить, может перевозить грузы и т. п.». Карточки другой тематики должны изображать предмет в действии, например, «мальчик на качелях», «мяч, скатывающийся с горки», «капающий дождь» и т. д. Здесь, помимо характеристики предмета, следует дать описание его действия, употребляя глаголы настоящего времени. «Мальчик качается на качелях» и т. д.
Расскажи мне.
(описание по картинке)
Вам потребуется: сюжетная картинка.
Попросите ребенка рассказать вам о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задавайте ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросите малыша, почему девочка ведет мальчика за руку? Варианты ответов:
Потому что он маленький,
Потому что он не знает, куда идти,
Потому что он не хочет идти и т. п.
Кто эта девочка?
Сестра мальчика,
Соседка,
Дочка маминой подруги и т. п.
Куда идут девочка с мальчиком?
Домой,
В детский сад,
На прием к врачу,
В другое место.
Пусть ребенок опишет девочку, мальчика. Сравнит их.
Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика — темные, короткие. Рассмотрите одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает. Поинтересуйтесь у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика (на работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д., а папа? Учите ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Постарайтесь построить занятие так, чтобы малышу не стало скучно. Задавая вопросы, употребляйте такие фразы, как «А ты как считаешь?. Ты уверен, что. Может быть, ты думаешь по-другому?.». Помогайте ребенку правильно строить фразы, употреблять нужные слова.
Игра способствует развитию речи, внимания, расширению словарного запаса, развитию аналогового мышления, воображения.
Игра способствует развитию речи, воображения, памяти.
Опиши куклу
Покажите ребенку куклу, пусть он ее внимательно рассмотрит. Затем спрячьте игрушку и спросите малыша, какого цвета было платье на кукле, было оно длинное или короткое, с пуговицами или без и т. п.
Повяжите кукле бантик, но так, чтобы ребенок этого не видел. Вновь покажите куклу и поинтересуйтесь, что изменилось в ее облике. По мере усвоения ребенком правил игры, за одно занятие можно менять по несколько деталей, меняя кукле прическу, снимая и надевая носочки, туфельки, шарфики и т. п.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти.
Что с чем можно делать?
Расскажите малышу короткую историю: «Жил-был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?». Предложите ребенку подумать о том, что можно делать с лопатой. Помогайте малышу, выдвигайте версии поочередно. Задавайте вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п.).
Игра способствует развитию речи (употребление существительных в творительном падеже без предлогов, воображения.
Кому бы позвонить
Вам потребуется: игрушка-телефон.
Предложите малышу «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Играйте роль собеседника. Обращайте внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Интересуйтесь, что бы малыш хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д.). Что может рассказать ваш ребенок о себе, о маме, папе и т. д. Не забудьте попрощаться после окончания разговора.
Игра способствует развитию речи, закладывает основы этикета.
Мимо леса, мимо поля
Предложите малышу отправиться в путешествие на поезде или на машине. Сядьте рядом, изображайте рев мотора или стук колес, гудок паровоза. Скажите: «Смотри — мы проезжаем мимо речки! Я вижу, как там плещется рыба! Вон плывет маленькая рыбка — пескарь, а за ним гонится большая щука и т. д.». «Проезжайте» мимо леса, мимо деревни, мимо зоопарка и т. п. Если ребенок не может описать что-либо, задавайте ему наводящие вопросы: «Мы едем мимо леса, ты видишь кого-нибудь? Я вижу зайца. Никак не могу рассмотреть — он один или с зайчонком?».
Игра способствует развитию речи, памяти, воображения.
Вредности
Предложите малышу поиграть во «вредности» : вы говорите: «Бумага — белая». Ребенок вам возражает: «Она — черная!». «Баба-Яга злая!», — «Она — добрая!», «Наш дом высокий», — «Нет, он низкий» и т. д.
Игра способствует развитию речи, знакомит ребенка с антонимами.
Опять вредности!
Продолжайте игру во «вредности». Называя действия, попросите ребенка делать все наоборот: «Я сейчас открою дверь» — «А я ее закрою»; «Я пришью пуговицу» — «Я ее оторву»; «Я буду говорить» — «Я буду молчать» и т. п.
Игра способствует развитию речи, ребенок узнает глаголы с противоположным значением.