Галина Калинина
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы педагоги и психологи все чаще обращаются к проблеме развития мышления детей дошкольного возраста. Логическое мышление незримо присутствует во всех познавательных процессах, причем степень этого участия определяет уровень развития. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций : обобщения, анализа, сравнения, классификаций.
Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Эффективным средством развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Если включать в дидактическую игру элементы логики, ребенок учится делать выводы, сопоставлять, устанавливать простые закономерности. Это сопутствует развитию логического мышления.
В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними.
Овладение анализом начинается с умения ребенка выделить в предметах различные свойства и признаки. Как правило, из множества свойств предмета старшие дошкольники могут выделить всего лишь 2-3. По мере развития детей такая способность совершенствуется. Необходимо специально учить воспитанников видеть в предметах и явлениях различные их стороны, выделять множество свойств.
Параллельно с овладением данного приема используются такие операции как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Неумение выделять общее и существенное может серьезно затруднить процесс обучения.
В учебном процессе задания приобретают более сложный характер. Здесь необходима классификация. В подготовительной группе классифика-ция используется на большинстве занятий. В процессе классифицирования дети осуществляют анализ, синтез, обобщение. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.
Особенности организации дидактической игры младших школьников
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Игра – высокая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные предметы сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. Игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода; ощутимый результат возможен лишь при систематическом использовании комплексов игр.
В процессе игры у ребенка формируется три вида целей:
1. Наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Хочу играть».
2. Задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Соглашаясь играть, каждый автоматически принимает игровую задачу, в виде правил, руководствуется ею в своих действиях – «Надо играть так, а не иначе».
3. Задача связана непосредственно с выполнением игровой задачи, а потом ставит перед личностью задачу творческую.
В трехступенчатой мотивации игры – "хочу" – "надо" – "могу" заключен механизм ее влияния на личность.
При выборе игры следует соблюдать необходимые условия:
1. Игра не должна быть скучной и надоедливой;
2. Игра не должна слишком возбуждать детей, т. к. последующее объяснение не будет воспринято должным образом;
3. Игра должна соответствовать цели занятия;
4. Инструкции должны быть четкими;
5. Характер деятельности всех детей должен быть продуман до мелочей;
6. В конце игры должен быть подведен итог;
7. Необходимо обеспечить детей оборудованием для проведения игры;
8. Игра должна быть развивающей.
Педагогу, использующему игровую деятельность в качестве педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, которые вызывают у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал.
Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
По характеру используемого материала дидактические игры делятся на 3 группы :
1. Предметные – в основном это дидактические игрушки и материалы.
2. Настольно-печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото; домино). Развивая логическое мышление, настольно-печатные игры несут и важную познавательную функцию: знакомят детей с представителями животного и растительного мира, с назначением предметов быта, сезонными явлениями природы.
3. Словесные игры – включают в себя большинство народных игр. Сюда относят многие игры-упражнения, игры-загадки, игры-предположения (Что было бы, если.).
Некоторые дидактические игры несут в себе «мнимую» игровую ситуацию, имеет сюжет, требуют разыгрывания ролей. Таким образом, на базе игровых интересов формируются интересы познавательные, художественные, общественные, культура общения.
Дидактическая игра отличается от остальных тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делая восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
Для детей дошкольного возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, самостоятельно организуют групповую игру, продолжают игры с предметами, появляются не имитационные игры.
Выбирая игру к занятию необходимо учитывать принципы: дидактический, психологический, общественно-нравственный.
При организации необходимо обратить внимание на цель игры, количество играющих, ознакомление с правилами, время, обеспечение участия всех школьников, результативность.
Комплект дидактических игр для развития логического мышления детей в подготовительной группе.
Я предлагаю рассмотреть некоторые дидактические игры для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Игры, применяемые на уроках развития речи. Формирует такие мыслительные процессы как анализ и синтез:
1. Игра "Зашифрованное слово".
1) Из каждого слова взять только первый слог. Записать полученное слово:
ПРЕДЛОГ – ЛОГОВО – ЖЕЛЕЗО – НИЗИНА - ЕНОТ
(предложение)
2) Из каждого слова взять только второй слог:
ПУГОВИЦА – МОЛОТОК - ЛАВА
(голова)
3) Из каждого слова взять только третий слог:
КОЛЕСО – СЕЛО - ПАНАМА
(солома)
4) Самим найти спрятанное слово:
САПОГИ – ПАРАШЮТ - ФАНТАЗИЯ
(сарафан)
2. Игра "Составь цепочку".
Данная игра учит сравнивать, учит находить общие и различные свойства предметов. Дошкольнику предлагается пара слов. Дается задание – назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого ко второму.
1) ЛЕС – ПИРОГ (лес – земляника – начинка – пирог);
2) ДОСКА – СИНИЦА (доска – кормушка – семечки – синица) [9, 33].
Игра, используемая на занятиях ознакомления с художественной литературой. Их задача – восстановить логику и дать ему нужное название.
Пример:
ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД И БАБА,
И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА РЯБА.
ДЕД БИЛ-БИЛ, НЕ РАЗБИЛ,
БАБА БИЛА-БИЛА, НЕ РАЗБИЛА.
А МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТИКОМ МАХНУЛА,
ЯИЧКО УПАЛО И РАЗБИЛОСЬ.
СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО,
ПЛАЧЕТ ДЕД, ПЛАЧЕТ БАБА.
А КУРОЧКА ГОВОРИТ:
"НЕ ПЛАЧ, ДЕД, НЕ ПЛАЧ, БАБА! CНЕСУ Я ВАМ НОВОЕ ЯИЧКО, ДА
НЕ ПРОСТОЕ, А ЗОЛОТОЕ".
("Курочка Ряба")
В этом задании ребенка учат понимать логические связи, устанавливать причинные зависимости, делать обобщения, в процессе составления рассказа развивается речь ребенка (словарный запас, грамматический строй речи)
Игры, используемые на занятиях Математика:
1) Дан набор квадратов – черных, белых, больших и маленьких.
Разложи на группы:
- большие и белые квадраты;
- маленькие и черные квадраты;
- большие и черные квадраты;
- маленькие и белые квадраты.
Заключение
Именно в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.
Мышление детей в подготовительной группе тесно связано с восприятием, с его помощью ребенок познает окружающий нас мир, его свойства, качества и прочее. Мышление осуществляется в единстве с ассоциациями. Остается в основном конкретным, развивается процесс сравнения. В старшем дошкольном возрасте происходит переход от познания явлений к познанию их сущности, переход к более общим суждениям.
Систематическое использование дидактических игр является эффективным средством активизации учебной деятельности воспитанников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.