Приложение МААМ

Игры для развития речи детей 5–6 лет

Олеся Аксенова
Игры для развития речи детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

1. Игры на развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет

Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 5-6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.

Публикация «Игры для развития речи детей 5–6 лет» размещена в разделах

Игра «Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.

В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т. д. Например, родитель говорит: «Нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы тыназвал пароль правильно». И ребёнок будет изо всех сил стараться придумывать нужное слово.

Игра «Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Родитель «бросает» ребёнку слог, а ребёнок должен «превратить» его в слово.

Например: Па — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т. д.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

Родитель говорит ребёнку, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладоши и считая. Сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

2. Игры на развитие грамматического строя речи

Игровое упражнение «Подбираем рифмы»

Цель — развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Читаем ребенку шуточное стихотворение — начало английской народной песенки в переводе С. Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:

- Кого видел поэт? В каком виде они были?

- Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т. д.)

- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а ты продолжай.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без. (ботинок) и. (чулок)

И щенков без. (рукавичек)

Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.

Игровое упражнение «Чье все это?»

Цель — упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.

Ребёнку показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Корова — коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца — овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадь — лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

3. Игры на активизацию словаря

В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Родитель говорит ребёнку, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре.

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Родитель называет ребёнку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил родитель, т. е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон.

Луна видна ночью, а солнце.

Огонь горячий, а лед.

Река широкая, а ручей.

Камень тяжелый, а пух.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Родитель говорит ребёнку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный, очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт,.

Красное — платье, яблоко, знамя,.

4. Игры по обучению детей связной речи

Работа по развитию связной речи у детей является синтезом всех предыдущих речевых упражнений. Она связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т. д.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое родителем предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, родительначинает предложение так: «Дети идут. (Куда?Зачем)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы.»

Игровое упражнение «Если бы.»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, экспериментирования.

Родитель предлагает ребёнку пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то.», «Если бы я стал невидимым.»

«Если весна не наступит никогда.»

5. Упражнения для развития слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение "Назови слова"

(для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1."Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т. д.).

Задание №2."Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т. д.).

Задание №3."Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д.).

Упражнение "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т. д., сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т. д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение "Играем со словом"

(обучение звуковому облику слова).

Задание №1."Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т. д. ".

Задание №2."Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т. д. ".

Задание №3."Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т. д. ".

Задание №4."Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т. д. ".

Упражнение "Путаница".

Послушай внимательно стихотворение:

Кто на дереве сидит?

Кит.

В океане кто плывет?

Кот.

В огороде что растет?

Рак.

Под водою кто живет?

Мак.

Перепутались слова!

Я командую "раз-два"

И приказываю вам

Всех расставить по местам".

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три" (Образец:МАК – 000)

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н’]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

Упражнение "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

6. Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение "Кто? Что?"

(составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко"’.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение "Составь фразу"

(образование предложений из слов).

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мед.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение "Пропавшие слова".

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем. Черные ___ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ___ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым ___. Гладким ___ оделась река. Ребята построили высокую ___. Быстро мчатся ___ санки. Резкий ___ бьет детям в ___. Мороз щиплет ___. ___ не боятся мороза. Весельем горят их ___ .

3. Стоит жаркая погода: небо ___, солнце светит ___. Коля и Оля идут гулять в поле ___. Они слушают там пение маленьких ___. Они собирают ___. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ___. Маленькие дети торопятся вернуться ___. Но прежде чем они успели прийти, разразилась. Дети испугались ___ грома. Они постучались в один ___, чтобы укрыться от сильного ___, так как у них нет с собой ___ и их одежда совсем ___ .

Упражнение "Рассказ по картинке".

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры и задания для развития речиДидактические игры и задания для развития речи Дидактические игры и задания для развития речи. Одной из главных задач стоящих перед воспитателем научить ребенка правильно и четко произносить.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возрастаИгры с сенсорными предметами для развития речи детей старшего дошкольного возраста Для развития речи детей большое значение имеют игры с сенсорными предметами. Их основная цель - дать ребёнку новые чувственные ощущения:.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Автор публикации:
Игры для развития речи детей 5–6 лет
Опубликовано: 30 сентября 2021 в 11:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития речи детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Аксенова (УИ 69881) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД