Наталья Турова
Игры на развитие навыка словообразования у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование словообразовательных операций по модели (образцу) включает в себя следующие этапы работы:
- формирование предварительной ориентировки;
- формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил в контекстной речи детей.
На первом этапе формируется предварительная ориентировка детей в структуре слов, определяется длина слогового контура слов, звуковое сходство пары родственных слов.
Публикация «Игры на развитие навыка словообразования у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
При работе по образцу отрабатываются продуктивные, наиболее часто встречаемые грамматические конструкции, объединяя исходные и производимые слова в паре для ориентировки.
Необходимо объяснять детям значения слов.
Особое внимание уделяется лексическому подбору материала.
На этом этапе идет формирование обобщенности восприятия морфем. Все это должно помочь детям осознать морфему, как отдельный языковой знак.
Для этого необходимо:
-закрепить навык нахождения однокоренных слов в контексте;
-закрепить умение выделять в них корневые морфемы;
-научить выделять в словах словообразовательные аффиксы;
-сформировать умение определять позицию словообразовательного аффикса в слове;
-показать наглядно способы конструирования продуктивных словообразовательных моделей;
-уточнить значения производных слов.
2 этап логопедической работы – это формирование осознанных навыков применения словообразовательных правил. На этом этапе идет обучение дошкольников с ОНР навыкам осознанного образования производных слов. Подобное осознание становится возможным, когда формируется обобщенное восприятие не только предметного мира, но и языковых явлений, т. е. по мере усвоения правил словообразования.
На 2 этапе работы необходимо:
-закрепить навыки составления производных слов по модели;
-продолжать формировать обобщающее значение словообразовательных морфем;
-научить сравнивать между собой словообразовательные модели;
-выделять в них похожие и различные компоненты (на слух и графически);
-сформировать понимание общности производящей основы;
-закрепить навыки осознанного применения словообразовательных правил.
Этот метод дает возможность наглядно моделировать словообразовательные процессы, что значительно облегчает усвоение данных грамматических конструкций.
Работу по овладению словообразовательными операциями логопед проводит на подгрупповых и индивидуальных занятиях. При этом необходимо учитывать индивидуальные способности и возможности каждого ребенка