Мартиросян Карина Георгиевна
Игры на развитие мышления для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(ИМсв)
«Делаем зарядку»
(ИМСВ-1)
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 224.
Цель: развитие мышления.
Необходимые приспособления: рисунки 20*30см со схематичным изображением человечков.
Публикация «Игры на развитие мышления для детей среднего возраста» размещена в разделах
Ход игры : детям показывают по очереди рисунки, он должен посмотреть на них и принять такую же позу, какая изображена на картинке. После этого можно провести «зарядку» : детям показывают картинки, а они должны выполнять движения, которые на них нарисованы до тех пор, пока им не покажут новую картинку. Тот, кто не успел вовремя сориентироваться и продолжает делать старое упражнение, выбывает из игры.
Эта игра учит детей пользоваться схемами, моделями.
«Волшебные кляксы»
ИМСВ-2
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 230.
Цель: развитие мышления.
Необходимые приспособления: изображения клякс.
Описание игры : ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.
Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми - по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично.
«Да-нет»
(ИМСВ-3)
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 240.
Цель: развитие мышления.
Описание игры : ребенок загадывает какое-либо существительное, другие дети задают ему вопросы (не более 15,на которые он отвечает «да» или «нет». Вопрос, на который ведущий ответить не может однозначно, не засчитывается. Цель игры – отгадать задуманное число, задав как можно меньше вопросов.
Комментарий: взрослый должен следить за тем, чтобы вопросы задавали все дети, обращая внимание на малоактивных.
«Подбор прилагательных»
ИМСВ-4
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 245.
ЦЕЛЬ: развитие мышления.
Ход игры : ведущий показывает игрушку (называет слово, а играющие называют признаки, характерные для этого предмета. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.
Кукла: красивая, новая, пластмассовая, любимая, веселая, смеющаяся, интересная.
Комментарий: Игру лучше проводить в высоком темпе, иначе интерес детей будет низким.
«Что бывает?»
ИМСВ-5
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 246.
Цель: развитие мышления.
Ход игры : ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих – назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком
Радостный: праздник, случай, день, человек, и т. д.
Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. п.
Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, т. к. вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре.
«Пуговичная поляна»
ИМСВ-6
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 247.
Цель: развитие мышления.
Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров.
Ход игры : ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» како-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано».
Комментарий: чтобы задуманные картины не распадалась, можно выкладывать их на палитрах с пластилином.
«Смысловые ряды»
ИМСВ-7
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 251.
Цель: развитие мышления.
Ход игры : ведущий (взрослый) предлагает детям закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово. Например: солнце – день, луна - (ночь, т. е. солнце светит днем, а луна появляется ночью.
1. Волк – заяц, кошка - (мышка).
2. Быстро – быстрее, медленно - (медленнее).
3. Лиса – лисенок, волк-(волчонок).
4. Белка – орешки, медведь - (мед).
5. Человек – дом, крот - (нора).
6. Лес - деревья, луг - (трава).
7. Пальто – зима, шорты -(лето).
8. Море – вода, суша - (земля).
9. Вода – кран, свет - (выключатель).
10. Учитель – школа, воспитатель - (детский сад).
Комментарий: смысловой ряд может касаться какой-либо группы предметов или явлений, тогда игра требует подготовки со стороны взрослого. Например:
Ботинки - шнурки, куртка - (пуговицы);
Шапка – голова, колготки - (ноги);
Пианино – клавиши, балалайка - (струны);
Скрипка – смычок, барабан - (палочки).
В этом случае игра будет узконаправленной, поможет в ознакомлении детей с какой-либо группой предметов.
«Лишнее слово»
ИМСВ-8
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 257.
Цель: развитие мышления.
Ход игры : детям предлагается найти лишнее слово и объяснить, почему оно – лишнее.
1. Карась, ставрида, сельдь, краб.
2. Астра, пион, роза, ромашка, яблоня.
3. Игорь, Сережа, Борис, Вова, Лена.
4. Рысь, шакал, тигр, ягуар, леопард.
5. Шайба, коньки, клюшка, мяч.
6. Ветка, листик, цветок, яблоко, качели.
7. Рука, нога, шея, голова, тарелка.
8. Поползень, снегирь, ворона, синица, скворец.
9. Петух, кошка, собака, овца, медведь.
10. Говядина, свинина, баранина, конина, вредина.
Комментарий: важно внимательно выслушать объяснения детей, т. к. часто даже в неправильных ответах (с точки зрения взрослого) бывает заложена определенная логика. В этом случае можно объяснить малышу, что бывает еще и немного по-другому.
«Четвертый лишний»
ИМСВ-9
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 262.
Цель: развитие мышления.
Ход игры : ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например, кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово.
«Кем был?»
ИМСВ-10
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 272.
Цель: развитие мышления.
Ход игры : дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) был… (яблоня, буйвол, лошадь, курица, лягушка, собака, мастер, птица, овца, коза, бабочка, рыба, утка, заяц и т. д. ?». Комментарий: игра проводится сразу после игры «Кто кем будет» или на следующий день. Это поможет детям взглянуть на обыденные предметы с различных временных точек, выстроить логические цепочки.
«Кто кем будет?»
ИМСВ-11
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 272.
Цель: развитие мышления.
Описание игры : дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) будет… (пока – ученик, подмастерье, яйцо, утенок, личинка, семечко, икринка, девочка, теленок, поросенок, цыпленок, птенец, волчонок, тазик, морженок, зайчонок, головастик, гусеница, тесто, луковица и т. д. ?».
Комментарий: вариантов ответа на каждое слово может быть несколько. Например, мальчик будет: мужчиной, слесарем, взрослым, учеником, хорошим человеком, отцом, братом и т. д. Луковица будет салатом, перьями, дудочкой, семенами, удобрением, украшением подоконника и т. д.
«Я положил в мешок»
ИМСВ-12
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 276.
Цель: развитие мышления.
Ход игры : взрослый начинает игру словами: «Я положил в мешок яблоки», - следующий играющий добавляет еще одно слово: «Я положил в мешок яблоки и ананасы», - третий говорит: «Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины», - и т. д.
Комментарий: задание можно конкретизировать, если предложить детям складывать предметы одной группы (школьные принадлежности, овощи, и т. д.).
«Говори наоборот»
ИМСВ-13
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 278.
Цель: развитие мышления.
Ход игры : один играющий называет прилагательное, а другой должен придумать слово с противоположным значением.
Например:
Уродливый – красивый
Мокрый – сухой
Белый – черный
Громкий – тихий
Скучный – веселый
Слабый – сильный
Игривый – тоскливый
Верхний – нижний
Активный – пассивный.
Комментарий: детей можно построить зигзагом, чтобы разнообразить их месторасположение. Взрослый следит за правильностью ответов. Если ребенок затрудняется в ответе, свой вариант предлагает игрок, назвавший первый из антонимов.
«И я»
ИМСВ-14
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 279.
Цель: развитие мышления.
Ход игры : взрослый рассказывает детям историю, а они должны говорить, там, где это подходит по смыслу, «И я!». Если сказано будет не к месту, ребенок платит фант. По окончании игры дети сами придумывают, что нужно сделать обладателю фанта.
Взрослый начинает:
- Гуляла я как-то по лесу…
Дети:
-И я!
-И вдруг из-за дерева выскочил волк!
(Тишина.)
-Он лязгнул зубами…
(Тишина.)
-Я испугалась…
-И я!
-Но в этот момент из-за кустов выехала машина…
(Тишина.)
-Волк убежал.
(Тишина.)
-А я села в машину…
-И я!
-Счастливая, что удалось избежать опасности, я засмеялась…
-И я!
Комментарий: со временем, когда дети поймут правила игры, можно будет доверить им роль ведущего.
Истории могут быть самыми разнообразными, можно ввести проблемные ситуации, наблюдающиеся у детей в группе. Например, рассказ может ставить детей перед двойным выбором: выполнение игрового правила и соответствие поступка нравственным нормам.
-Я принесла новую игрушку.
-И я!
-Вадик попросил поиграть.
-И я!
-Я не дала ему игрушку
-?.
«Наоборот»
ИМСВ-15
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 280.
Цель: развитие мышления.
Необходимые приспособления: мяч.
Ход игры : дети садятся в круг. Взрослый или кто-то из детей начинает игру, бросая мяч, говорит: «Вперед». Тот, кто мяч ловит, должен быстро сказать слово, противоположное по смыслу: «назад» ( можно придумать пары слов: вверх - вниз, далекий - близкий, храбрый – трусливый, клеить – рвать, север – юг и т. д.) Если кто-то из детей не может быстро назвать слово, все дети хором по сигналу взрослого говорят ответ.
Комментарий: темп игры должен быть достаточно высоким, дети не должны долго думать. Поэтому можно ввести правило «горячего» мяча.
«Когда это бывает?»
ИМСВ-16
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 283.
Цель: развитие мышления.
Необходимые приспособления: картинки с изображением времен года (на каждое время года 2-3 картинки)
Ход игры : дети садятся вокруг стола, каждому дается картинка. Картинки нельзя показывать друг другу. Затем по движению стрелки ребенок, на которого она указала, рассказывает, что нарисовано на его картинке и вращает стрелку. Тот, на кого покажет стрелка, должен отгадать, какое время года описал его товарищ. Другие дети в это время должны сидеть тихо, подсказывать нельзя. Подсказавший выбывает из игры. После того, как дан ответ, первый ребенок показывает свою картинку, чтобы все дети убедились, что ответ правильный. Рассказать о своих картинках должны все дети.
Комментарий: перед игрой можно провести беседу с детьми о временах года, о том, чем люди занимаются в зависимости от времени года и каковы особенности погоды каждого сезона.
Игру можно построить немного по-другому: взрослый читает отрывки из художественных произведений о временах года, а дети должны найти подходящие картинки. Такую работу необходимо вести систематически, т. к. развитие временной ориентировки является одной из сложных задач в обучении дошкольников. Это объясняется тем, что время – понятие абстрактное и труднодоступное для детей дошкольного возраста.
«Поезд»
ИМСВ-17
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 284.
Цель: развитие мышления.
Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов.
Ход игры : картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», - и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях.
Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.
«Сложи сказку»
ИМСВ-15
Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 291.
Цель: развитие мышления.
Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам.
Описание игры : 1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.
2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.
Комментарий: в ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.