Папки-передвижки

Игры на развитие мышления для детей среднего возраста (1 фото)

Мартиросян Карина Георгиевна
Игры на развитие мышления для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

(ИМсв)

Игры на развитие мышления для детей среднего возраста

«Делаем зарядку»

(ИМСВ-1)

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 224.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: рисунки 20*30см со схематичным изображением человечков.

Публикация «Игры на развитие мышления для детей среднего возраста» размещена в разделах

Ход игры : детям показывают по очереди рисунки, он должен посмотреть на них и принять такую же позу, какая изображена на картинке. После этого можно провести «зарядку» : детям показывают картинки, а они должны выполнять движения, которые на них нарисованы до тех пор, пока им не покажут новую картинку. Тот, кто не успел вовремя сориентироваться и продолжает делать старое упражнение, выбывает из игры.

Эта игра учит детей пользоваться схемами, моделями.

«Волшебные кляксы»

ИМСВ-2

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 230.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: изображения клякс.

Описание игры : ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.

Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми - по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично.

«Да-нет»

(ИМСВ-3)

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 240.

Цель: развитие мышления.

Описание игры : ребенок загадывает какое-либо существительное, другие дети задают ему вопросы (не более 15,на которые он отвечает «да» или «нет». Вопрос, на который ведущий ответить не может однозначно, не засчитывается. Цель игры – отгадать задуманное число, задав как можно меньше вопросов.

Комментарий: взрослый должен следить за тем, чтобы вопросы задавали все дети, обращая внимание на малоактивных.

«Подбор прилагательных»

ИМСВ-4

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 245.

ЦЕЛЬ: развитие мышления.

Ход игры : ведущий показывает игрушку (называет слово, а играющие называют признаки, характерные для этого предмета. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Кукла: красивая, новая, пластмассовая, любимая, веселая, смеющаяся, интересная.

Комментарий: Игру лучше проводить в высоком темпе, иначе интерес детей будет низким.

«Что бывает?»

ИМСВ-5

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 246.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : ведущий придумывает прилагательное, а задача играющих – назвать как можно больше существительных, обладающих этим признаком

Радостный: праздник, случай, день, человек, и т. д.

Красный: арбуз, помидор, мак, роза, нос, день календаря и т. п.

Комментарий: в игре можно использовать мячик, тогда игра будет проходить веселее, т. к. вносится эффект неожиданности. Дети должны располагаться в кругу, ведущий называет исходное прилагательное и затем бросает мяч другому ребенку и т. д. Таким образом, участники концентрируются на игре.

«Пуговичная поляна»

ИМСВ-6

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 247.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: пуговицы всевозможных форм и размеров.

Ход игры : ребенку предлагается из пуговиц «нарисовать» како-нибудь предмет, а затем целую картину. Потом детям можно предложить обменяться «картинами» и угадать, что на них «нарисовано».

Комментарий: чтобы задуманные картины не распадалась, можно выкладывать их на палитрах с пластилином.

«Смысловые ряды»

ИМСВ-7

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 251.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : ведущий (взрослый) предлагает детям закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово. Например: солнце – день, луна - (ночь, т. е. солнце светит днем, а луна появляется ночью.

1. Волк – заяц, кошка - (мышка).

2. Быстро – быстрее, медленно - (медленнее).

3. Лиса – лисенок, волк-(волчонок).

4. Белка – орешки, медведь - (мед).

5. Человек – дом, крот - (нора).

6. Лес - деревья, луг - (трава).

7. Пальто – зима, шорты -(лето).

8. Море – вода, суша - (земля).

9. Вода – кран, свет - (выключатель).

10. Учитель – школа, воспитатель - (детский сад).

Комментарий: смысловой ряд может касаться какой-либо группы предметов или явлений, тогда игра требует подготовки со стороны взрослого. Например:

Ботинки - шнурки, куртка - (пуговицы);

Шапка – голова, колготки - (ноги);

Пианино – клавиши, балалайка - (струны);

Скрипка – смычок, барабан - (палочки).

В этом случае игра будет узконаправленной, поможет в ознакомлении детей с какой-либо группой предметов.

«Лишнее слово»

ИМСВ-8

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 257.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : детям предлагается найти лишнее слово и объяснить, почему оно – лишнее.

1. Карась, ставрида, сельдь, краб.

2. Астра, пион, роза, ромашка, яблоня.

3. Игорь, Сережа, Борис, Вова, Лена.

4. Рысь, шакал, тигр, ягуар, леопард.

5. Шайба, коньки, клюшка, мяч.

6. Ветка, листик, цветок, яблоко, качели.

7. Рука, нога, шея, голова, тарелка.

8. Поползень, снегирь, ворона, синица, скворец.

9. Петух, кошка, собака, овца, медведь.

10. Говядина, свинина, баранина, конина, вредина.

Комментарий: важно внимательно выслушать объяснения детей, т. к. часто даже в неправильных ответах (с точки зрения взрослого) бывает заложена определенная логика. В этом случае можно объяснить малышу, что бывает еще и немного по-другому.

«Четвертый лишний»

ИМСВ-9

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 262.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : ребенку называют группу слов, три из которых объединены по какому-либо признаку, а четвертое не может быть включено в эту группу (например, кукла, юла, погремушка, молоко; или: сандалии, ботинки, сапоги, кошка). Ребенок должен найти лишнее слово.

«Кем был?»

ИМСВ-10

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 272.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) был… (яблоня, буйвол, лошадь, курица, лягушка, собака, мастер, птица, овца, коза, бабочка, рыба, утка, заяц и т. д. ?». Комментарий: игра проводится сразу после игры «Кто кем будет» или на следующий день. Это поможет детям взглянуть на обыденные предметы с различных временных точек, выстроить логические цепочки.

«Кто кем будет?»

ИМСВ-11

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 272.

Цель: развитие мышления.

Описание игры : дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) будет… (пока – ученик, подмастерье, яйцо, утенок, личинка, семечко, икринка, девочка, теленок, поросенок, цыпленок, птенец, волчонок, тазик, морженок, зайчонок, головастик, гусеница, тесто, луковица и т. д. ?».

Комментарий: вариантов ответа на каждое слово может быть несколько. Например, мальчик будет: мужчиной, слесарем, взрослым, учеником, хорошим человеком, отцом, братом и т. д. Луковица будет салатом, перьями, дудочкой, семенами, удобрением, украшением подоконника и т. д.

«Я положил в мешок»

ИМСВ-12

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 276.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : взрослый начинает игру словами: «Я положил в мешок яблоки», - следующий играющий добавляет еще одно слово: «Я положил в мешок яблоки и ананасы», - третий говорит: «Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины», - и т. д.

Комментарий: задание можно конкретизировать, если предложить детям складывать предметы одной группы (школьные принадлежности, овощи, и т. д.).

«Говори наоборот»

ИМСВ-13

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 278.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : один играющий называет прилагательное, а другой должен придумать слово с противоположным значением.

Например:

Уродливый – красивый

Мокрый – сухой

Белый – черный

Громкий – тихий

Скучный – веселый

Слабый – сильный

Игривый – тоскливый

Верхний – нижний

Активный – пассивный.

Комментарий: детей можно построить зигзагом, чтобы разнообразить их месторасположение. Взрослый следит за правильностью ответов. Если ребенок затрудняется в ответе, свой вариант предлагает игрок, назвавший первый из антонимов.

«И я»

ИМСВ-14

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 279.

Цель: развитие мышления.

Ход игры : взрослый рассказывает детям историю, а они должны говорить, там, где это подходит по смыслу, «И я!». Если сказано будет не к месту, ребенок платит фант. По окончании игры дети сами придумывают, что нужно сделать обладателю фанта.

Взрослый начинает:

- Гуляла я как-то по лесу…

Дети:

-И я!

-И вдруг из-за дерева выскочил волк!

(Тишина.)

-Он лязгнул зубами…

(Тишина.)

-Я испугалась…

-И я!

-Но в этот момент из-за кустов выехала машина…

(Тишина.)

-Волк убежал.

(Тишина.)

-А я села в машину…

-И я!

-Счастливая, что удалось избежать опасности, я засмеялась…

-И я!

Комментарий: со временем, когда дети поймут правила игры, можно будет доверить им роль ведущего.

Истории могут быть самыми разнообразными, можно ввести проблемные ситуации, наблюдающиеся у детей в группе. Например, рассказ может ставить детей перед двойным выбором: выполнение игрового правила и соответствие поступка нравственным нормам.

-Я принесла новую игрушку.

-И я!

-Вадик попросил поиграть.

-И я!

-Я не дала ему игрушку

-?.

«Наоборот»

ИМСВ-15

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 280.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: мяч.

Ход игры : дети садятся в круг. Взрослый или кто-то из детей начинает игру, бросая мяч, говорит: «Вперед». Тот, кто мяч ловит, должен быстро сказать слово, противоположное по смыслу: «назад» ( можно придумать пары слов: вверх - вниз, далекий - близкий, храбрый – трусливый, клеить – рвать, север – юг и т. д.) Если кто-то из детей не может быстро назвать слово, все дети хором по сигналу взрослого говорят ответ.

Комментарий: темп игры должен быть достаточно высоким, дети не должны долго думать. Поэтому можно ввести правило «горячего» мяча.

«Когда это бывает?»

ИМСВ-16

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 283.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: картинки с изображением времен года (на каждое время года 2-3 картинки)

Ход игры : дети садятся вокруг стола, каждому дается картинка. Картинки нельзя показывать друг другу. Затем по движению стрелки ребенок, на которого она указала, рассказывает, что нарисовано на его картинке и вращает стрелку. Тот, на кого покажет стрелка, должен отгадать, какое время года описал его товарищ. Другие дети в это время должны сидеть тихо, подсказывать нельзя. Подсказавший выбывает из игры. После того, как дан ответ, первый ребенок показывает свою картинку, чтобы все дети убедились, что ответ правильный. Рассказать о своих картинках должны все дети.

Комментарий: перед игрой можно провести беседу с детьми о временах года, о том, чем люди занимаются в зависимости от времени года и каковы особенности погоды каждого сезона.

Игру можно построить немного по-другому: взрослый читает отрывки из художественных произведений о временах года, а дети должны найти подходящие картинки. Такую работу необходимо вести систематически, т. к. развитие временной ориентировки является одной из сложных задач в обучении дошкольников. Это объясняется тем, что время – понятие абстрактное и труднодоступное для детей дошкольного возраста.

«Поезд»

ИМСВ-17

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 284.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: набор картинок с изображением всевозможных объектов.

Ход игры : картинки складывают в центре стола, дети стоят вокруг него. Затем ведущий предлагает построить поезд из картинок, складывая их на основе сходства каких-либо признаков: «Я прикрепляю помидор к огурцу, потому что это овощи», «Я прикрепляю мячик к солнышку, потому что они круглые», - и т. д. Поезд можно строить в обоих направлениях.

Комментарий: необходимо стимулировать детей к поиску нестандартных решений, чтобы в поезд вошли все картинки, предложенные взрослым. Если поиск объединяющих признаков вызывает затруднения, взрослый помогает наводящими вопросами.

«Сложи сказку»

ИМСВ-15

Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. Р-на-Д., 2004,с., 291.

Цель: развитие мышления.

Необходимые приспособления: рисунки-иллюстрации к сказкам.

Описание игры : 1. Дети должны сложить несколько рисунков в таком порядке, в каком развивается сюжет.

2. Дети отбирают рисунки самостоятельно, а потом, объединив их какой-то темой, придумывают сюжет.

Комментарий: в ходе игры дети способны сочинять самые невероятные истории объединять абсолютно разных героев. Главное – дать им возможность оторваться от стереотипов.

Публикации по теме:

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр АКТУАЛЬНОСТЬ Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста В последнее время школа стала наиболее требовательна к умственному развитию ребенка, быстрого перехода с детского мышления на более высокую.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Подарю тебе игру» В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Консультация для родителей. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста .

Образовательный проект «Развитие морфологической стороны речи детей среднего возраста через дидактические игры и упражнения» Ларина Т. В. – воспитатель МБДОУ ЦРР № 23 «Родничок» г. Бор Нижегородской области. Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста 1 слайд: Тема моего самообразования: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста». Срок реализации 2016 – 2019 учебный.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Аннотация. В дошкольном возврате игра – основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка.

Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Сценарий квест-игры для родителей «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» Цель: повышение родительской компетентности в вопросах развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Оборудование: бумажные.

Социально-нравственное развитие детей среднего возраста средствами игры Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие мышления для детей среднего возраста
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 17:00
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры на развитие мышления для детей среднего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мартиросян Карина Георгиевна (УИ 1949178) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД