Людмила Саитова
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Тема моего самообразования: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста».
Срок реализации 2016 – 2019 учебный год
2 слайд:
Даже от самого жаркого огня в камине знаний останется всего только горстка холодной золы, если рядом не будет заботливых рук истопника – педагога – и достаточного количества заготовленных впрок поленьев – задач.
В. Шаталов
Темочки:
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении, т. к. логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижения этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых.
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте, поэтому навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
А овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь
будут приносить радость и удовлетворение.
3 слайд:
Начиная работу по теме с детьми среднего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.
Цель: Создать систему работы по развитию у детей :
а) умственных способностей;
б) высокой познавательной мотивации.
4 слайд:
В процессе работы над темой решаю задачи:
• Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
• Разработать систему игр и упражнений по развитию элементов логического мышления.
• Создать необходимые условия по развитию элементов логического мышления.
• Разработать модель взаимодействия с родителями и педагогами.
• Разработать программу по данной теме.
• Внедрить программу в работу.
• Обобщить опыт работы по данной теме.
5 слайд:
Содержание работы:
• Выявление уровня сформированности у дошкольников логического мышления.
• Изучение передового опыта педагогов и психологов по развитию логического мышления.
• Изучение и анализ педагогической, психологической, методической
литературы по изучаемой теме.
• Разработка методических и дидактических материалов, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому родителей.
• Разработка методических и практических рекомендаций для родителей и педагогов по развитию логического мышления.
6 слайд:
В группе создана развивающая среда, соответствующая возрасту детей и требованиям ФГОС, выделены специальные стеллажи с наличием дидактических игр по развитию элементов логического мышления, т. к. реализация развития логического мышления зависит от особенностей и характера развивающей среды в группе и дома, в которой находится ребёнок и от организации педагога педагогическим процессом.
7 слайд:
Решать задачи по развитию логического мышления лучше всего в игре. Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.
Средства развивающие логическое мышление :
• Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
• Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
• Загадки.
• Задачи – шутки.
• Игры-головоломки.
• Игры с счетными палочками.
• Разгадывание ребусов.
• «Неправильные» сказки.
• Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кодовые карточки, схемы, чертежи, модели.
• Занятия.
8 слайд:
Формы образовательной работы с детьми:
Целенаправленные действия воспитателя и психолога, поэтапное обучение и правильно подобранные задания, и игровой материал, условия, помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.
• Использование дидактических игр и упражнений в НОД и режимных моментах.
• Индивидуально-творческая деятельность.
• Игровой тренинг.
• Использование блоков Дьенеша в самостоятельной деятельности и на занятиях.
• Использование компьютерных технологий.
9 слайд:
Содержание работы с родителями:
• Знакомство родителей с содержанием работы по развитию логического мышления ребенка.
• Разработка консультаций для родителей по данной теме.
• Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому
конкретному ребенку.
• Собрания с показом фрагментов занятий с целью обратить
внимание родителей на коммуникативную, речевую и
мыслительную стороны развития их ребенка.
• Совместные игры - занятия с детьми и родителями во
второй половине дня.
• Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).
• Рекомендации для родителей по использованию литературы.
• Разработать практические рекомендации для родителей.
10 слайд:
Содержание работы с педагогами:
• Обобщение опыта работы среди коллег;
• Презентация проекта;
• Разработка методических рекомендаций для педагогов
• Внедрение информационных технологий (компьютерных игр)
• Мастер – класс;
• Семинар – практикум.
11 слайд:
Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как : любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая
возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.
Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
12 слайд:
Спасибо за внимание