Оксана Лобова
Игры на развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
ЧТО КАТИТСЯ?
Эта игра познакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте весёлое соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурками, которые нужно катить будут шарик и кубик. Наверное, вначале ребёнку будет всё равно какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймёт, что выигрывает тот, у кого шарик, и будет стремиться выбрать именно его. Вот тут и спросите его, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь с ним вместе сделать вывод, что у кубика есть острые углы, которые мешают кубику катиться, на отсутствие таких углов у шарика.
ОДЕНЕМ КУКОЛ
Публикация «Игры на развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Дети успешно знакомятся с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол (большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Предложите малышу помочь куклам. Не беда, если он распределит сначала вещи неправильно. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, похвалите ребёнка и подчеркните «Большой кукле – большое платье, маленькой – маленькое. Большие туфельки – большой кукле, маленькие – маленькой».
СБОР УРОЖАЯ
Урожай яблок (их с успехом могут заменить любые другие предметы круглой формы) надо разложить по корзинкам (коробкам трёх размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние – в средней, большие –в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.
СРАВНИ ПРЕДМЕТЫ
Игра на развитие внимания. Перед ребёнком ставятся две игрушки. Он должен сказать сначала, чем они похожи, а затем, чем они отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. А отличаются тем, что мишка – большой, а зайка – маленький, мишка – коричневый, а зайка – белый и т. п.
НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ.
Предложите малышу выбрать из 4-6 шариков (кубиков, домиков) точно такой же (по цвету, величине, рисунку, как тот, который у вас в руках. Чтобы ребёнку было интересно играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит.
СДЕЛАЙ, КАК Я.
Это простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребёнка в мир объёма и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора. На первых порах одновременно используются 2-3, а впоследствии- 3-4 формы. Отберите себе и ему по 2-3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребёнком сложите небольшую постройку. Положите детали рядом или одну на другую, вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм. Когда всё будет расставлено, предложите ребёнку точно также расставить фигуры. Если сразу у него не получится, повторите всё сначала. Игра достаточно сложна для малыша. Попросите его самого что-нибудь построить и сделайте так же. Когда увидите, что ребёнок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он вас поправит.
ПОКАЖИ ПО-РАЗНОМУ.
В игре участвуют несколько человек. Дети знакомятся со словами-антонимами. Высокий - низкий. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: «сейчас мы будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете продолжать идти так же, как сейчас. А если – низкие, то нагнётесь. Тот, кто не нагнётся вовремя, выходит из игры». Тяжёлый- лёгкий. Каждому участнику игры даётся пустой пакет или сумка. Взрослый говорит: «Вы несёте сумки. Сумка должна быть или лёгкой, или тяжёлой. Покажите, как несут лёгкую сумку. Теперь покажите, как несут тяжёлую сумку. А сейчас будьте внимательны : я скажу тяжёлая или лёгкая сумка. Вы должны нести сумку либо как тяжёлую, либо как лёгкую». Быстро- медленно. Игра строится аналогично: дети должны идти или быстро, или медленно. Игру можно продолжать, разыгрывая следующие пары слов с противоположным значением: весело- грустно, жарко- холодно и т. д.
ПОДАРКИ ДЛЯ КУКЛЫ
Предварительно нужно вырезать из разноцветной бумаги небольшие круги и положить их в мешочек или коробочку. Ребёнку говорится, что у куклы (зайки) сегодня день рождения и ей принесли разные подарки. Надо угадать, что это за подарки. Ребёнок достаёт один из цветных кругов и говорит, что это такое. Потребуется немного воображения. Например, про красный круг можно сказать, что кукле принесли в подарок ленту, флажок, клубнику, мячик, цветок и т. п. можно придумывать с ребёнком по очереди. Когда ребёнок освоится с игрой, попробуйте её немного усложнить. Игру можно разнообразить. Предлагая детям вместо кругов фигуры разной формы.
КОГО ЗАГАДАЛИ?
Эта игра поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве. В ней вместе с ребёнком могут участвовать его любимые игрушки, например кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупными и их можно было поставит или посадить перед ребёнком, за ним и сбоку от него. Ребёнка посадите или поставьте в центре, а игрушки разместите вокруг него. Скажите, что загадали одну из них, ему надо угадать, какую. Например, она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Малыш должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительные понятия: слева и справа.
ПОЕЗД
В разных местах группы расставлены игрушки. Дети берутся друг за друга, образуя поезд. Сколько в поезде паровозов? Сколько вагонов? Поехал поезд! Подъехали к зоопарку. Какие звери живут в зоопарке? Сколько их? Дети отвечают: «Один мишка, один лев, много обезьян». Следующая остановка- возле «Дома посуды». Дети рассказывают, какая посуда продаётся, по сколько каких предметов посуды. «Много тарелок, много чашек, одна кастрюля» и т. д., аналогично игра продолжается возле остановки «Дом игрушки».