Светлана Мячина
Проект по развитию элементарных математических представлений для детей старшего, среднего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Публикация «Проект по развитию элементарных математических представлений для детей старшего, среднего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "Путешествие в мир математики" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Тип проекта - по доминирующей в проекте деятельности : учебно-методический.
По содержанию - обучающий.
Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи:
Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.
Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
Обогащать новыми представлениями и понятиями;
закреплять знания;
активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
При реализации данного проекта "Путешествие в мир математики" важно целенаправленно способствовать:
поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;
совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;
доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.
Практическая значимость проекта определена в трёх аспектах :
Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.
Предполагаемый результат :
использование в работе игровых ИКТ заданий;
создание в каждой группе математических уголков;
расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;
внешние продукты: разработка учебно-дидактического комплекта мультимедийных объектов.
Образов. области
Познание Д. И. «12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
И временах года.
«Поездка по разным странам»
Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.
«Сосчитай, не ошибись»
Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров
«Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики.
Речевое развитие Чтение Весёлый счёт «Циферки (М. Иванычева)»
Весёлый счёт «Плюс и минус (А. Стройло)»
Цель: учить детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения; развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства;
воспитывать интонационную выразительность при чтении стихотворения.
Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.
Физическое развитие П. И. «Будь внимателен»
Цель: учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений, закрепить порядковый счёт.
«Салки – не попади в болото»
Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
«Волшебная скакалка»
Цель: учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько загадано. Закрепить умение считать в пределах 10. Развивать внимание, координацию движений.
«Кто самый меткий»
Цель: учить детей бросать мешочки с песком в вертикальную цель сверху из-за головы, стараясь попасть в неё, закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать глазомер, моторику рук.
«Математика в движении».
Цель: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 16 в прямом и обратном направлении.
Закрепить умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, при решении задач пользоваться знаками действий.
Упражнять в умении последовательно называть дни недели, месяца, времена года.
Закреплять знания об углах и линиях.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Закреплять умение быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
«Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
«Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
«В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.
«С одним обручем»
Цель: формировать представление об отрицании с помощью частицы «не».
Разучивание физ. минуток:
Мыши, У медведя. Рыбки, Дуб.
Считалки- числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета.
Художественно –эстетическое развитие Аппликация на тему «Рыбки в аквариуме»
Цель: Формировать у детей положительное отношение к живым существам (рыбкам); Исходя из опыта детей передавать образ рыбки в виде аппликации. Развивать в детях, видеть все живое в красках. Закреплять геометрические фигуры.
Тема: «Разноцветные платочки».
Цель: Учить рисовать предметы прямоугольной формы отдельными вертикальными и горизонтальными линиями.
Использовать в своей речи слова-понятия один и много, одинаковые по размеру, разные по цвету, отрабатывать прием рисования и штриховку предметов цветными карандашами.
Воспитывать аккуратность, умение ориентироваться на листе бумаги, уважительное отношение к маме.
Тема: «Снегири на ветке»
Цель: Программное содержание: учить детей изображать птиц, передавать в рисунке характерные особенности снегиря, пропорции его тела, форму клюва, хвоста; развивать умение применять при закрашивании метод тычка; развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, делать выводы на основе наблюдений; активизировать словарь детей; -воспитывать интерес к птицам, расширять знания о них, закрепить количественный счёт.
Дидактические игры
«Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
«Художники»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.
«Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
«Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
«Три поросенка»
Цель. Игра для развития звуковысотного слуха, порядкового счёта.
Музыкально-ритмическая композиция В. Шаинский «Дважды два четыре» Музыкальная игра «Весёлый счёт».
Социально-коммуникативное развитие «Поездка по разным странам»
Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.
«На что это похоже»
Цель: развитие умственных способностей.
«Калейдоскоп»
Цель: умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу.
«Когда это бывает»
Цель: закрепить знания о частях суток.
Итоговое мероприятие : «Математический КВН»
Работа с родителями : Консультации «Занимательная математика»,
«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».
«Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.
Список литературы:
Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи : учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
«Математика - это интересно» - рабочая тетрадь.
Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».
Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
Санитарные правила и нормы. - М. : «Издательство ПРИОР», 2001. - 464 с.
Горвиц Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях, ж-л «Информатика и образование», №5, 2012, с. 60