МААМ-картинки

Проект по развитию элементарных математических представлений для детей старшего, среднего и младшего дошкольного возраста

Светлана Мячина
Проект по развитию элементарных математических представлений для детей старшего, среднего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Публикация «Проект по развитию элементарных математических представлений для детей старшего, среднего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "Путешествие в мир математики" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

Тип проекта - по доминирующей в проекте деятельности : учебно-методический.

По содержанию - обучающий.

Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.

Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

Обогащать новыми представлениями и понятиями;

закреплять знания;

активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.

При реализации данного проекта "Путешествие в мир математики" важно целенаправленно способствовать:

поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;

совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;

доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.

Практическая значимость проекта определена в трёх аспектах :

Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.

Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.

Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.

Предполагаемый результат :

использование в работе игровых ИКТ заданий;

создание в каждой группе математических уголков;

расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;

внешние продукты: разработка учебно-дидактического комплекта мультимедийных объектов.

Образов. области

Познание Д. И. «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

И временах года.

«Поездка по разным странам»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

«Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики.

Речевое развитие Чтение Весёлый счёт «Циферки (М. Иванычева)»

Весёлый счёт «Плюс и минус (А. Стройло)»

Цель: учить детей внимательно слушать чтение произведения, выделять главную идею произведения; развивать поэтический слух, умение выделять в тексте выразительные средства;

воспитывать интонационную выразительность при чтении стихотворения.

Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

Физическое развитие П. И. «Будь внимателен»

Цель: учить детей быстро бегать за предметами, слушая команду, какой из предметов нужно принести. Развивать внимание, ловкость, быстроту движений, закрепить порядковый счёт.

«Салки – не попади в болото»

Цель: учить детей бегать, не забегая за зрительные ориентиры, с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

«Волшебная скакалка»

Цель: учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько загадано. Закрепить умение считать в пределах 10. Развивать внимание, координацию движений.

«Кто самый меткий»

Цель: учить детей бросать мешочки с песком в вертикальную цель сверху из-за головы, стараясь попасть в неё, закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать глазомер, моторику рук.

«Математика в движении».

Цель: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 16 в прямом и обратном направлении.

Закрепить умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, при решении задач пользоваться знаками действий.

Упражнять в умении последовательно называть дни недели, месяца, времена года.

Закреплять знания об углах и линиях.

Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.

Закреплять умение быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.

«С одним обручем»

Цель: формировать представление об отрицании с помощью частицы «не».

Разучивание физ. минуток:

Мыши, У медведя. Рыбки, Дуб.

Считалки- числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета.

Художественно –эстетическое развитие Аппликация на тему «Рыбки в аквариуме»

Цель: Формировать у детей положительное отношение к живым существам (рыбкам); Исходя из опыта детей передавать образ рыбки в виде аппликации. Развивать в детях, видеть все живое в красках. Закреплять геометрические фигуры.

Тема: «Разноцветные платочки».

Цель: Учить рисовать предметы прямоугольной формы отдельными вертикальными и горизонтальными линиями.

Использовать в своей речи слова-понятия один и много, одинаковые по размеру, разные по цвету, отрабатывать прием рисования и штриховку предметов цветными карандашами.

Воспитывать аккуратность, умение ориентироваться на листе бумаги, уважительное отношение к маме.

Тема: «Снегири на ветке»

Цель: Программное содержание: учить детей изображать птиц, передавать в рисунке характерные особенности снегиря, пропорции его тела, форму клюва, хвоста; развивать умение применять при закрашивании метод тычка; развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы, делать выводы на основе наблюдений; активизировать словарь детей; -воспитывать интерес к птицам, расширять знания о них, закрепить количественный счёт.

Дидактические игры

«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

«Художники»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

«Три поросенка»

Цель. Игра для развития звуковысотного слуха, порядкового счёта.

Музыкально-ритмическая композиция В. Шаинский «Дважды два четыре» Музыкальная игра «Весёлый счёт».

Социально-коммуникативное развитие «Поездка по разным странам»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.

«На что это похоже»

Цель: развитие умственных способностей.

«Калейдоскоп»

Цель: умение подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Итоговое мероприятие : «Математический КВН»

Работа с родителями : Консультации «Занимательная математика»,

«Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста».

«Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др.

Список литературы:

Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи : учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.

«Математика - это интересно» - рабочая тетрадь.

Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».

Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов

Санитарные правила и нормы. - М. : «Издательство ПРИОР», 2001. - 464 с.

Горвиц Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях, ж-л «Информатика и образование», №5, 2012, с. 60

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через сказку Учителя, родители, ученики утверждают, что математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. А дошкольники?.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. В одних случаях это игровая форма занятия проводится со всеми.

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами развивающей игры Математика играет огромную роль в жизни человека. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость,.

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Паспорт проекта 1. Название проекта: «В стране геометрических фигур». 2. Вид проекта: познавательно-игровой. 3. Сроки реализации: 1 месяц.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного.

Лэпбук «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Лэпбук «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Данный лэпбук сформирован для проведения занятий с детьми разной возрастной группы дошкольного возраста. Его можно использовать для решения.

НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста «Путешествие в Нетландию» НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в Нетландию» Задачи: • Закреплять.

Проект на тему: Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки. Проект на тему: Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки. Аннотация Математика.

Развитие интереса у детей дошкольного возраста в ОД по развитию элементарных математических представлений В настоящее время математика детям нужна не столько для проведения вычислительных операций, сколько для развития логического мышления, умения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию элементарных математических представлений для детей старшего, среднего и младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 14:33
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию элементарных математических представлений для детей старшего, среднего и младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мячина (УИ 127256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД