Ольга Копылова
Развитие математических представлений на прогулке у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
В процессе образовательной деятельности в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом является формирование у детей основ математической культуры.
В рамках образовательной области «Познавательное развитие» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается логическое мышление, речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.
Публикация «Развитие математических представлений на прогулке у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Для лучшего усвоения математических представлений необходима интеграция математического образования дошкольников в ходе всего образовательного процесса, одним из которых является прогулка.
Цель наполнения прогулок математическим содержанием :
• Развитие математических способностей дошкольников на основе интегрированного подхода.
Задачи наполнения прогулок математическим содержанием :
• Усвоение и закрепление математических знаний детей.
• Укрепление здоровья детей, развитие двигательной активность через математические задания.
• Формирование интереса к математическим понятиям.
• Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира (цвет, размер, форма, величина, количество, ориентировка в пространстве и времени).
Сезонные прогулки развивают у ребенка чувство природы. Математика в природе для дошкольников, непосредственный контакт детей с природой обостряет восприятие, пробуждает воображение, творческую мысль, формирует заинтересованно - эмоциональное отношение к образовательной деятельности и к процессу их получения.
Прогулки в осенний период
Задачи – ориентиры: Развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы. Формирование навыков узнавания деревьев, кустарников по листьям, плодам. Расширение представлений об овощах и фруктах. Развитие интереса к красоте родной природы.
В ходе прогулок я с детьми : сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем, тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками.
Прогулки в зимний период
Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать зимние признаки и явления природы. Различать птиц по существенным признакам, классифицировать их на перелетных и зимующих. Расширение представлений о связях между живой и неживой природой. Воспитание бережного отношения к птицам, желания помогать им выжить в зимнее время. Развитие исследовательского интереса к природе.
В ходе прогулок я с детьми : обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек, упражняю детей в умении ориентироваться в пространстве. Изготавливаем кормушки для птиц, ежедневно подкармливаем птиц. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом.
Прогулки весенний период
Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать весенние признаки и явления природы. Формирование способности выделять особенности весеннего состояния растений. Расширение представлений о птицах, их образе жизни весной. Развитие интереса к жизни насекомых весной. Воспитание радостного, эмоционального, заботливого отношения к пробуждающейся природе.
В ходе прогулок я с детьми : осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за лужами. Пускаем кораблики в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками. Наблюдаем за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.
Прогулки в летний период
Задачи-ориентиры: Развитие умений наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Формирование представлений о жизнедеятельности растений и животных, способности выражать эмоционально-бережное отношение. Развитие наблюдательности и любознательности в процессе ознакомления с неживой природой.
В ходе прогулок я с детьми я : осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем
игры с песком, водой, ветром, природным материалом.
На сезонных ежедневных прогулках дети наблюдают за природными объектами и явлениями, учатся анализировать сезонные изменения в жизни окружающей природы, занимаются различными видами детской деятельности.
Математическое развитие на прогулке осуществляется через - наблюдение, индивидуальную работу, подвижные и малоподвижные игры. Большое место на прогулках я отвожу наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения я провожу как с целой группой детей, так и с отдельными ребятами. В процессе наблюдения знакомлю детей с разными видами сенсорных эталонов (представление о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, прокатить). А так же формирую умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, устанавливая тождество и различие, подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака. Предлагаю дидактические задания, которые являются одним из структурных компонентов, и выступают на прогулке в роли стимуляции детской активности. В зависимости от наблюдения дидактические задания включаю в само наблюдение, либо использую в течении всей прогулки. Дидактические задания разнообразны по своим целям: (в данном случае мы ведем речь о развитии математических представлений) – задания на прогулке предлагаю на закрепление, углубление и расширение представлений детей. Так как детям свойственно с легкостью не только запоминать материал, но и забывать его. Поэтому, я учитываю такую особенность возвращаюсь к ранее пройденному материалу в целях его закрепления. А особое внимание я уделяю индивидуальной работе с детьми, которые не могут усваивать знания наравне со всеми. Примеры дидактических заданий на прогулке :
дидактические задания на ориентировку в пространстве такие как – «Что справа?»; «Куда пойдешь и что найдешь?»; «Чей домик?»; «Что изменилось» и т. д. ;
дидактические задания на ориентировку во времени, «Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?»; «Когда это бывает?;
дидактические задания на закрепление формы, «На какую фигуру похоже?», «Составь узор»;
дидактические задания на установку размерных отношений, т. е величину, «Какого размера?», «Найди противоположное», «Кто быстрее?»;
дидактические задания на закрепление количественных представлений, «Сосчитай»,«Считалки», задачки в стихах, которые я подбираю в соответствии с видом наблюдения.
Подвижные и малоподвижные игры
Освоение задач математического развития детей осуществляю в игровых, развивающих ситуациях. Игры с песком, снегом, водой, с предметами и игрушками обогащают представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию. Я предлагаю детям подвижные игры на закрепление математических представлений по пройденным темам в соответствии с возрастными особенностями, погодными условиями:
«На одной ножке по дорожке» - предложение допрыгать на правой ноге до указателя, вернуться на левой ноге - на ориентировку.
«Два мороза»; «Третий лишний»; «Наперегонки парами», «Городки» (двое играющих становятся у черты. Перед каждым на расстоянии 1м. расставлены городки. По сигналу дети бегут, собирают их и возвращаются обратно. Пересчитывают принесенные у кого больше) - на закрепления счета.
«Называя дни недели» (с помощью считалки определяется очередность. Начинающий играть подбрасывает мяч и поочередно на каждый бросок называет день недели. Когда все дети выполняют это упражнение, подсчитывают, у кого сколько промахов. Побеждает тот, у кого не падал мяч, и соответствует порядок дней недели. «День-ночь» - на закрепление ориентировки во времени.
Не мало важно, для эффективного проведения прогулок иметь выносной дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а так же тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. В нашей группе имеется достаточное количество выносного игрового материала, который делает прогулку насыщенной, интересной и наполняет ее математическим содержанием. Так же, для активизации двигательной активности в зимний период времени, благодаря активной работе родителей, на участке возводятся снежные постройки: горка, русская печь, «лягушка» для метания мячей и снежков, которые дополнят и разнообразят математические игры, задания и наблюдения.
И в конце своего выступления я хотела бы подвести итог своей работы!
Различные математические понятия, внедренные в организованную образовательную деятельность на прогулке, воспринимаются детьми без осознания нагрузки, где дети с удовольствием считают, размышляют, думают. Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития ребенка.
В ходе работы у детей происходит накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, способность анализировать и делать вывод.
Все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей. Спасибо за внимание!