Шматова Елена
Игры на понимание и развитие речи малыша
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития понимания речи
1. «Отгадай загадку – покажи отгадку!»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей
по разным темам; обучение детей узнаванию предметов по их функциональному назначению; развитие мышления детей.
Оборудование: предметные картинки по разным темам.
Ход игры : Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу.
Публикация «Игры на понимание и развитие речи малыша» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Разложите перед ними картинки изображением вверх.
– А сейчас мы будем отгадывать загадки:
Покажите, чем едят суп (картинка – «ложка»).
Покажите, что катится (картинка – «мячик»).
Покажите, чем можно рисовать (картинка – «карандаш»).
Покажите, что надевают на голову (картинка – «шапка»).
Найдите и покажите то, что можно есть (картинки – «яблоко»,
«конфетка», «сыр»)
Покажи, с чем можно играть (картинка – «машинка») и т. д.
Если ребенок затрудняется в поиске нужной картинки, можно дать
развернутое описание нужного предмета.
2. «Весёлые загадки!»
Цель: уточнение и расширение пассивного предметного словаря детей
по разным темам; обучение узнаванию игрушек и предметов по описанию.
Оборудование: различные игрушки и предметы, карточки.
Ход игры : Посадите ребенка на пол. Разложите перед ним несколько
разных игрушек или предметов.
– А я знаю еще интересные загадки. Я буду рассказывать про какую-
нибудь игрушку (предмет, а ты угадай, про что я говорю, и покажи.
Он круглый, синего цвета, катится (мяч).
Он беленький, пушистый, с длинными ушами и маленьким хвостиком
(зайчик).
Он длинный, деревянный, им рисуют (карандаш). и т. д.
В дальнейшем при проведении игры можно вместо игрушек и
предметов использовать карточки.
3. «Великаны и лилипуты»
Цель: развитие понимания речи, расширение пассивного словаря детей.
Ход игры : Предложите ребенку поиграть в великанов и лилипутов.
– Давай поиграем в великанов и лилипутов.
Великаны – большие. Когда изображаем великанов, стоим во весь рост.
А лилипуты очень маленькие. Когда изображаем лилипутов –
присаживаемся на корточки.
Слушайте внимательно, что я буду говорить:
говорю «великаны» – стоим, говорю «лилипуты» – присаживаемся!
Параллельно с объяснением правил игры показывайте нужные
движения –стоим или присаживаемся, побуждайте детей повторить
движения за ним.
Затем начинается игра: взрослый поочередно произносит слова:
«лилипуты» или «великаны», одновременно выполняя
соответствующие движения; ребенок повторяет движения.
Сначала игра выполняется медленно, постепенно темп произнесения
слов и смены движений увеличивается.
Когда дети хорошо освоят эту игру, можно ее усложнить:
можно произносить одинаковые команды два-три раза подряд;
можно предложить игру без показа, только по словесной инструкции;
можно поиграть в путаницу: взрослый дает команду, одновременно
выполняя противоположное движение.
Выбирать подходящий вариант игры следует в зависимости от возраста
и возможностей ребенка.
3. «Великаны и лилипуты»
Цель: развитие понимания речи, расширение пассивного словаря детей.
Ход игры : Предложите ребенку поиграть в великанов и лилипутов.
– Давай поиграем в великанов и лилипутов.
Великаны – большие. Когда изображаем великанов, стоим во весь рост.
А лилипуты очень маленькие. Когда изображаем лилипутов –
присаживаемся на корточки.
Слушайте внимательно, что я буду говорить:
говорю «великаны» – стоим, говорю «лилипуты» – присаживаемся!
Параллельно с объяснением правил игры показывайте нужные
движения –стоим или присаживаемся, побуждайте детей повторить
движения за ним.
Затем начинается игра: взрослый поочередно произносит слова:
«лилипуты» или «великаны», одновременно выполняя
соответствующие движения; ребенок повторяет движения.
Сначала игра выполняется медленно, постепенно темп произнесения
слов и смены движений увеличивается.
Когда дети хорошо освоят эту игру, можно ее усложнить:
можно произносить одинаковые команды два-три раза подряд;
можно предложить игру без показа, только по словесной инструкции;
можно поиграть в путаницу: взрослый дает команду, одновременно
выполняя противоположное движение.
Выбирать подходящий вариант игры следует в зависимости от возраста
и возможностей ребенка.
4. «Выполняйте команды!»
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Оборудование: игрушка (кукла или животное) с гибким телом и
конечностями.
Ход игры : Начните занятие с игры : подберите подходящую куклу, при
помощи которой можно изобразить различные движения.
– Сейчас я буду отдавать команды петрушке, а он будет показывать
движения!
Следите, чтобы петрушка не ошибался.
Взрослый выполняет движение с помощью игрушки, сопровождая его
собственным показом, одновременно называя словом-действие.
– А теперь давайте поиграем в такую игру: я буду отдавать команды, а
ты выполняй.
Слушай внимательно и не ошибайся! Начали!
Иди! Стой! Подними руки вверх!
Опусти руки! Сядь! Встань!
Попрыгай! Беги! Похлопай!
Потопай! Поставь руки на пояс! и т. д.
В этой игре можно использовать простые, знакомые детям движения,
которые были отработаны в подражательной игре, когда вы называли и
выполняли движение при помощи игрушки.
Если ребенок не понимает команды, можно помочь ему – показать
нужное действие или дать команду в виде словосочетания:
«пей компот» вместо «пей»,
«спой песенку» вместо «пой» и т. д.
5. «Кто что делает?»
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Оборудование: набор картинок, изображающих различные действия.
Ход игры : Разложите карточки перед ребенком.
– Посмотри, у тебя на картинках мальчик или девочка что-то
делают.
Давай поиграем в интересную игру. Я буду называть действия, а ты
искать подходящую карточку!
Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет?
Кто прыгает? и т. д.
Если малыш затрудняется с ответом, можно сделать подсказку,
расширив инструкцию. Для этого добавьте описание предметов,
которые есть на картинке.
– Кто кушает яблоко? Кто качается на качелях? Кто сидит на стуле?