Светлана Ануфриева
Игры для формирования звукового анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
Важно помнить, что формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется, только при сформированном фонематическом восприятии и в принятой определенной последовательности:
выделение в словах первого гласного звука;
определение последнего гласного звука в словах;
определение наличия либо отсутствия в словах звука;
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
определение последнего согласного звука в словах;
определение первого согласного звука в словах;
определение гласного звука в середине односложных слов;
синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;
определение позиции согласного звука в словах;
определение количества слогов в словах;
синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.
Звуковой анализ – это умение ребенка разделить слова на звуки, из которых оно состоит, определить наличие заданного звука в слове, определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Звуковой синтез – соединение звуков в слова.
Игры на развитие звукового анализа и синтеза слова
Начинать необходимо с анализа гласных звуков, это можно делать следующим образом.
- Необходимо познакомить ребенка с символами гласных звуков, которые соответствуют положению губ при их произнесении. Затем с символами согласных звуков, которые представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.
- Игра «Звуки, по порядку становитесь»
Произносите один, два или три гласных звука, например «а», «ау», «иау», «о» и т. д., а ребёнок раскладывает на столе такое количество символов, которое соответствует числу произнесенных звуков.
- Игра «Сколько звуков?»
На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука : а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
- Игра «Сколько звуков».
Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
- Игра «Похлопаем».
Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
- Игра «Шифровка»
Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове.
- Игра «Буквы, по порядку становитесь»
Перед ребенком лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два : ау, иа, затем - по три звука : ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.
После гласных приступают к анализу согласных звуков. Важно помнить и соблюдать определенную последовательность: сначала дети учатся выделять последний согласный звук из слова. Причем легче всего им удается опознание на конце слова глухих взрывных согласных (п, т, к) : кот, кнут. паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, суп, тулуп, стоп и т. д.
- Игра «Узнай слово»
Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан.», «пау.», «вени.» и т. д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
- Игра «Назови первый звук в слове»
Вначале нужно выделять согласный звук перед согласным (крот, стук, платье, а затем перед гласным (сом, кот, пар).
- Игра «Кто больше?»
Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук ш (или любой другой звук, будем называть их по очереди: одно слово ты, другое – я.
- Игра «А ну-ка, догадайся!»
Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
- Игра «Слово на ладошке»
Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком ш) и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем же звуком и хлопает по ладошке взрослому и т. д.
- Игра «Придумай слово»
Предложите детям назвать слова:
С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.
С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы,кружок, ножик.
С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш, машина, шкаф, шишка, мышка.
С «песенкой мотора» -рак, рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.
- Игра «Крайние звуки»
Назвать первый и последний звуки в словах : аист, ослик, угол.
- Игра «Хлопни - топни»
Задание для ребё нка: если услышишь слово со звуком ш – хлопни в ладоши, а со звуком ж – топни ногами.
Слова: шапка, жук, ежик, кошка, вешалка, лыжи, карандаш, ножницы, лужа, крыша.
- Игра «Исправь ошибку»
Прослушай предложение, найди ошибку, скажи правильно:
Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса. У девочки болел суп. У девочки длинная коза.
- Игра «Найди и назови нужное слово»
Предложите ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
С - Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
З - На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.
- Игра «Четвертый лишний»
Ребёнок повторяет за взрослым слова, а затем называет то слово, в котором нет звука, встречающегося в других.
Зайка, белка, зонт, зебра (белка лишняя, в ее названии нет звука «3»).
Жук, жираф, мишка, ежик (мишка лишний, в его названии нет звука «Ж»).
Санки, самолет, зеркало, солнце (зеркало лишнее, в его названии нет звука «С»
На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха ребенок уже научился делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок двух- и трехсложных слов.
- Игра «Прошагай слово»
Шагать и произносить слово по слогам. Каждый шаг – слог.
- Игра «Какое слово длиннее?»
Взрослый произносит слова, а ребёнок сравнивает их и говорит, какое слово длиннее: дом или домовой, шар или шарик, стол или столовая, кролик или крот, велосипед или велик.
- Игра «назови слово»
Взрослый произносит звуки, а ребёнок говорит, какое слово получилось (С,А,Д – сад)
- Игра «Какое слово получилось?»
Взрослый произносит звуки слова не последовательно, а ребёнок говорит, какое слово получилось (И,Н,О,К – кино)
Обучение письму невозможно без формирования звукового анализа и синтеза. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками и также возможно побуквенное чтение.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что овладение навыками звукового анализа и синтеза :
- обеспечивает готовность к освоению грамоты;
- способствует предупреждению появления нарушений при письме и чтении в период школьного обучения.