Дана Абильбекова
Игры для дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
КГУ «Специальная школа-интернат №6» УО ВКО
Вебинар
для учителей и воспитателей
Тема: «Игры на дифференциацию звуков»
Подготовила: Абильбекова Д. С
.
г. Семей
Место проведения: Онлайн
Дата: 13.11.2020г
Время: 10.30-11.10
Организаторы: Учитель-логопеды КГУ «Спнециальная школа-интернат № 6» Абильбекова Д. С.
Слушатели: Учителя и воспитатели «Спнециальная школа-интернат № 6»
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов для коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста и дифференциации поставленных логопедом звуков.
Задачи:
• Повышение теоретического уровня знаний педагогов по вопросу обучения дошкольников дифференциации звуков;
• формирование знаний по применению логопедических игр и упражнений по дифференциации звуков на практике;
• совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.
1. Дифференциация изолированных звуков.
2. Дифференциация звуков в слогах и словах.
3. Дифференциация звуков во фразовой речи.
Проводя дифференциацию изолированных звуков, опираются на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.
Цель работы – научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным.
Для данного этапа работы подбираются картинки-символы на дифференцируемые звуки. Детей учат соотносить звуки с определённой картинкой-символом.
Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия с предъявления так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук.
Приё мы работы: педагог медленно называет звуки, а дети показывают картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание. Потом демонстрируются картинки-символы, а дети произносят соответствующие звуки. Педагог спрашивает, что делают губы, язык при произнесении того или другого звука. Так вырабатывается умение определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков. Педагог вместе с детьми подводит итог: в чём различие дифференцируемых звуков при восприятии их на слух и при произношении.
Используемые упражнения: «Чья песенка?» или «Угадай, кто (что) это был (о)». (Детям предлагаются картинки - образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание ( например: корова — мычит: м-м-м, тигр — рычит: р-р-р, жук: — жужжит ж-ж-ж). Педагог длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.)
«Спой песенку», «Наоборот»,
«Поймай звук» (Предложите ребёнку хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков. Например: взрослый произносит: А, О, С, Д, Ш, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «С». Усложнение 1: Из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, СА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог с заданным звуком («СА»)
Усложнение 2: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук «С» в словах. Взрослый произносит слова: кот, река, мех, вода, сом и т. д. Ребенок хлопает, когда слышит звук «С») и др.
Проводятся упражнения по развитию способности различения правильно и дефектно произнесенного звука.
Например: «Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.
“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки ( и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный.
Для дифференциации звуков в слогах используют упражнения типа: «Повтори слоги» (парами, тройками, «Запомни и повтори цепочку слогов» или «Кто самый внимательный» (педагог предлагает детям запомнить и повторить прямые или обратные слоги с дифференцируемыми звуками в нужной последовательности. Педагог несколько раз меняет последовательность слогов); «Скажи наоборот» ( Например: ба-па (па-ба); са-за (за-са) и т. п.); «Найди лишний слог»
(Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба).
Затем слоговые ряды усложняются, например: Ка-га-ка-ка. Ва-ва-фа-ва
Са-са-зы-са и т. п.)
Цель работы по дифференциации звуков в словах – учить детей выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их. Для этого используется большое количество словесного и наглядного материала.
Приё мы работы:
1. Педагог учит детей различать слова, отличающиеся друг от друга одним из дифференцируемых звуков (паронимы). На их примере показывает детям, что с заменой одного звука меняется смысл слова. Ребёнок объясняет значение каждого слова и указывает, в каком слове какой звук находится. Например, предлагаются слова мишка – миска. Ребёнок говорит, что мишка живёт в лесу, а миска - это посуда. В слове мишка звук ш («Песенка змеи», а в слове миска звук с («Песенка насоса»). Педагог может спросить: «А что надо сделать, чтобы слово мишка превратить в слово миска?»
2. Педагог подбирает картинки, в названиях которых имеется один из дифференцируемых звуков, и раздаёт их.
Каждый ребёнок показывает свою картинку, называет её, выделяя дифференцируемый звук, и ставит под соответствующей картинкой символом.
3. Детям предлагаются слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука, например: шоссе, сушки, солнышко и др.
Дети должны правильно называть картинки, не смешивая звуки.
Примерные упражнения: «Что нарисовано на картинках?», «Повтори слова парами» (шутки - сутки, шок - сок, крыса - крыша (Ш-С); лежать - лизать, жевать - зевать (Ж-З); цапля – сабля, свет - цвет (Ц-С) и т. п.)
Для различения близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов : от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Примеры используемых игр и упражнений:
“Незнайка запутался”. Педагог рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет взрослый).
“Придумай слово”. Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).
“Чем отличаются слова”. Педагог предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.
“Лишнее слово”. Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т. д.
“Лишнее слово” (второй вариант). Взрослый произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
мак, бак, веник, рак;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
“Мое слово”. Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:
картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;
картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.
“Поэт”. Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные. (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту. (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол Поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички Отыскали где-то. (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я. (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке: До чего люблю я. (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую. (лису, белку).
Опустела мостовая, И уехали. (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать Краски, карандаш. (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.
“Расставь по местам”. Педагог читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дам — все расставить по местам:
- Что скатали мы зимой.? - Что построили с тобой. ?- На крючок в реке попал. ?- Может все, хоть ростом мал. ?
Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
- Я опять задачу дам — все расставить по местам:
- Что стащил игривый кот.? - Детям мамочка плетет. ?- С гор спускается, течет? - Что за скользкий, ровный лед. ?
Слова для выбора: каток, поток, венок, моток. и т. д.
“Озорные звуки”. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:
Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).
Русская красавица Своей козою (косою) славится.
На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”
Я рубашку сшила шишке (мишке, Я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).
Все задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками, опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.
Для дифференциации звуков во фразовой речи подбираются потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками. Дети сами могут придумывать предложения: по картинке, на которой изображено действие с предметом (сюжетные картинки); по предметным картинкам, знакомым по предыдущим занятиям; с заданным словом. Педагог может дать указание придумать такое предложение, чтобы в нём было как можно больше слов с дифференцируемыми звуками, например Л и Р (Милиционер регулирует уличное движение. Лодка плывёт по быстрой реке. Рыбаки наловили много рыбы и т. п.); С и Ш (Солнышко –вёдрышко выгляни в окошко! На ромашках спят шмели, лягушата спать легли.)
В этом виде работы может быть использован программный материал по развитию речи: правильно подобранные рассказы, песенки, потешки, стихотворения, картины для составления рассказов и т. п. Но особенно рекомендуются чисто- и скороговорки. (В шалаше шесть шалунов. Шишки на сосне, шашки на столе. На горе-горушке стоит избушка. В этой избушке живут старик со старушкой. (Ш-С); Змее на ужин жук очень нужен. Жаба с зонтиком идёт, жук с корзиною ползёт. (Ж-З); Шла тучка над речкой, шла за овечкой. Лавочка у крылечка, шуба на печке (Ч-Ш) и т. п.)
Все игры, изложенные в этом материале, просты и доступны и помогут педагогам в развитии фонематического слуха и навыков дифференциации звуков у ребенка.