Надежда Исупова
Игры и занятия с предметами-орудиями для детей первой группы раннего возраста (1.5–2 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении раннего возраста деятельность ребёнка с предметами постоянно усложняется. На первом году жизни малыш действует с предметами : перекладывает из рук в руки, ощупывая, рассматривая, поглаживая. На ряду с этими действиями появляются новые: бросание, перемещение. Все эти действия проявляются в деятельности ребёнка, которой руководит взрослый. В результате действия ребёнка всё больше отличаются от простых манипуляций с предметами, приобретая особенности, соответствующие свойствам предметов, с которыми он действует. Так, например, коляску дети катают, а не стучат ею, как раньше; куклу сажают за стол или кладут в кровать, а не бросают; кубики и кирпичики не разбрасывают, а пытаются сложить из них дорожку, заборчик, автомобиль и тому подобное.
Публикация «Игры и занятия с предметами-орудиями для детей первой группы раннего возраста (1,5–2 лет)» размещена в разделах
В конце первого, нов большей степени на втором году жизни в деятельности детей можно наблюдать и попытки одним предметом воздействовать на другой, с тем чтобы вызвать перемещение, звучание этого второго предмета. К такому виду деятельности относятся использование так называемых предметов – орудий : палочки, сачка, ложки, молоточка и т. п., а также такие действия, как кормление кукол молоком из чашки, катание их в коляске и т. п.
Маленький ребёнок под руководством воспитателя в быту, игре овладевает простейшими способами использования вспомогательных предметов. Этим подготавливается основа для воспитания умения выполнять действия с помощью простейших орудий.
Игры – занятия с предметами – орудиями направленны на формирование у детей раннего возраста элементарной культуры мышления, и прежде всего такой важной особенности мышления, как обобщение опята деятельности и использование его при решении новых практических задач.
Обобщение опыта деятельности с предметами подготавливает обобщение опыта в слове, то есть подготавливает формирование у ребёнка речевого мышления. Практическое установление связи между действием и его результатом, также способствует умственному развитию ребёнка. Игры с использованием предметов – орудий всегда носит характер решения той или иной целевой задачи: вынуть шарик черпачком, подтянуть с помощью палки с петлёй тележку с куклой, насыпать совком песок в ведёрко и т. д. Ребёнок играя учится необходимым способам действия со вспомогательными предметами.
Игра «Покатаем куклу»
Цель: Научить детей пользоваться тележкой (машинкой) для прокатывания игрушки в разных направлениях.
Ход.
Воспитатель сажает 6 – 8 малышей за длинный стол (составленный из 2 – 3 столов) или собирает на ковре вокруг себя, показывает тележки или автомобили, даёт их детям. Некоторое время дети играют, затем воспитатель показывает тесё мочку и говорит: «А теперь привяжем к автомобилю (тележке) тесёмку и будем катать куклу». С этими словами воспитатель привязывает тесёмку к автомобилю и, приговаривая: «Прокатим куклу на автомобиле», - катает его по столу. Затем воспитатель привязывает тесёмку ко всем автомобилям и предлагает детям катать игрушки по полу.
Игра «Звени колокольчик»
Цель: Научить детей пользоваться верёвочкой для вызывания звучания колокольчика.
Ход.
Воспитатель вносит в группу укреплённый на подставке колокольчик или бубенчик, подвешивает его на видном и легкодоступном месте. Колокольчик висит так, что дети не могут достать его рукой. К язычку колокольчика привязана верёвочка. Воспитатель показывает детям, как, дёргая за верёвочку, можно звонить в колокольчик. Занятие можно повторить.
Игра «Достань колечко»
Цель: Научить детей с помощью палочки придвигать к себе разнообразные предметы.
Ход.
Воспитатель составляет вместе четыре стола в форме квадрата, усаживает за них 6 – 8 детей и высыпает на середину стола цветные кольца большого размера (диаметр 5 – 8 см., обращает внимание детей на эти кольца. Дети тянутся к кольцам руками. Затем воспитатель берё т палочку и со словами: «Рукой трудно достать колечко – будем палочкой доставать» - придвигает палочкой к каждому ребёнку по кольцу. После того, как дети рассмотрят кольца и подержат их в руках, нужно взять у них эти кольца, давая в замен каждому по палочке, и положить вновь кольца в центр стола. «Теперь сами достаньте колечки», - говорит воспитатель. Если некоторые дети будут тянуться к кольцам рукой, им нужно напомнить, что кольца можно достать палочкой,
Показывая детям, как придвигать кольцо палочкой, воспитатель заводит конец палочки внутрь кольца.
В этой игре у детей формируется глазомер, то есть умение пространственно соотнести конец палочки с удалённым предметом, умение управлять палочкой, сохраняя правильное направление конца палочки, толкающего игрушку.
Игра «Что в трубке лежит?»
Цель: Научить детей пользоваться палочкой, как орудием в новых условиях – при выталкивании игрушек.
Ход.
Несколько детей воспитатель усаживает за стол или собирает вокруг себя, затем показывает им трубку, внутри которой лежит завёрнутая в цветную бумагу игрушка или цветные кружочки, и спрашивает: «Что в трубке лежит?» Заинтересовав детей, воспитатель берёт палочку, на глазах у детей выталкивает ею из трубки свёрток, разворачивает его и показывает детям, называя при этом игрушку, или выталкивает из трубки кружочки.
После показа воспитатель раздаёт детям трубки со свёртками внутри или цветными вставками внутри и палочки, затем предлагает детям самим извлечь игрушки.
Игра «Поехала кукла в гости»
Цель: Научить детей использовать орудие с приспособлением, учитывая особенности предмета – цели.
Ход.
Воспитатель сажает 8 -10 детей вокруг стола. Ставит на стол тележку с куклой. На тележке имеется стержень. Кольцо, закреплённое на конце палочки, она накидывает на стержень о со словами: «Поехала куколка в гости» - тянет к себе тележку с куклой за палочку. Затем предлагает проделать тоже самое каждому ребёнку, приговаривая: «Едет (поехала, приехала и т. д.) кукла к Кате, (Ване, Тане) в гости».