Людмила Дмитриева
Игры и упражнения по развитию речи в младенческом возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Задачами развития речи являются :
• установление контакта с ребенком посредством эмоционального общения, удовлетворение потребности малыша в общении со взрослым на первом году жизни — это основа его последующего физического и психического здоровья;
• развитие способности к слуховой и зрительной сосредоточенности;
• развитие ответных голосовых реакций у ребенка.
Публикация «Игры и упражнения по развитию речи в младенческом возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Особо трудными и ответственными в воспитании ребенка являются первый и второй месяцы жизни, когда надо вызывать у него положительные эмоции и формировать потребность в общении со взрослыми. Взрослый осуществляет комплексное воздействие на его зрение, слух, осязание. Когда и как это надо делать? При выполнении всех режимных моментов, в небольшие промежутки бодрствования малыша
Проснулся ребенок, забеспокоился, мама (или любой взрослый) подходит к нему, наклоняется над его лицом, улыбается, ласково говорит: «Агу-агу-агу-шеньки, проснулась Катюшенька (Машенька, Сашенька)». Поглаживает малышу ручки, ножки, спинку (такой контакт очень важен) и продолжает с ним разговор: «Моя хорошая, моя маленькая, сейчас я тебя покормлю и песенку спою:
Кто у нас хороший?
Люшеньки, люли!
Кто у нас пригожий?
Катенька (имя ребенка) хорошая,
Люшеньки, люли!
Катенька пригожая».
Содержание песенки неважно, для ребенка прежде всего имеет значение ласковый голос взрослого. Контакт установлен, малыш успокоился и наградой может быть его улыбка.
а третьем месяце существенным новообразованием является возникновение у ребенка потребности в общении со взрослым. Оно осуществляется уже по иницитативе самого ребенка (ищет взрослого глазами, ловит его ответный взгляд); в ответ на приветствие взрослого малыш выражает свою радость («комплекс оживления»). В общение включа
ются предметы и игрушки, оно становится более эмоциональным, содержательным.
Взрослый задает малышу вопросы и сам на них отвечает. Это необходимо для того, чтобы ребенок слышал разговорную речь: «Доброе утро, Сашенька, доброе утро, мой сынок! Как спал, мой малыш? Как спал, мой крепыш? Хорошо спал, хорошо!» В ответ малыш машет ручками и ножками, улыбается, взвизгивает. Его голосовые реакции становятся разнообразными: громко смеется, произносит звуки «а-а», «э-э», «у-у», иногда «кх-кх» и др.
В общении с ребенком следует произносить различные слоги, сначала знакомые, затем новые, предлагать различные по звучанию игрушки, окликать его из разных мест комнаты, чередовать шепот с громкой речью. Главным условием развития речи остается эмоциональное общение.
Малыш будет внимательно слушать, следить за движениями губ взрослого и сам лепетать. При проведении игровых упражнений на развитие понимания речи взрослого как одной из ведущих задач после пяти-шести месяцев важно побуждать ребенка выполнять какое-либо действие («Дай ручку», «Покажи глазки» и т. д., вместе с ним помахать рукой, поиграть погремушкой, погладить куклу и т. д.
Игры с ребенком повторяются ежедневно и не один раз. Продолжительность игры будет зависеть от реакции ребенка, но должна быть не более 3—5 мин. Прежде всего проводятся народные игры.
ули-голубочки (5—6 месяцев)
Задачи. Способствовать созданию у малыша радостного настроения, активному восприятию напевных слов, звукоподражанию. Содержание игры. Мама (или любой взрослый)держит ребенка на коленях, машет его ручками, как крылышками, и говорит нараспев:
Прилетели гули, Гули-голубочки.
Кладет его руки на головку:
Сели на головку, На головку дочки (сыночка).
Машет ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек:
Ты, моя дочка, Помаши ладошкой, Кши, гули, кши.
Игра повторяется несколько раз.
Сорока-белобока (5—6 месяцев)
Задачи. Привлечь внимание ребенка к ритмичному звучанию слов, интонации голоса взрослого; вызвать у него подражательные игровые действия и эмоциональную реакцию (улыбку, смех).
Покажи игрушку (от 6—7 до 9—10 месяцев)
Этот пальчик (от 7—8 до 9—10 месяцев)
Задачи. Развивать понимание речи, подражательные действия ребенка, положительные эмоции от совместных игр, побуждать к лепету. Содержание игры. Взрослый поочередно сгибает пальчики ребенка, приговаривая:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
А вот этот — наша лапочка (девочка Катенька, Наш малыш (Сашенька и т. п.).
Общие задачи. Вызывать у детей чувство радости от общения со взрослыми, чувство доверия и привязанности к ним; поддерживать инициативные игровые действия ребенка, «призывы» к общению.
Юла (11 —12 месяцев)
Задачи. Показать новую игрушку, научить играть с ней, вызвать у ребенка радость от выполнения действия и его результата; побуждать к повторению игровых действий, произнесению звуков «у-у-у», слов «юла», «бух», «упала».