Москалева Оксана
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Лексические игры и упражнения». Москалева Оксана.
Цель: активизировать словарный запас детей.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять знания детей о предложении,
• совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Лексические игры и упражнения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• развивать общую моторику.
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: письмо Снеговика, сюрприз, «снежок», карточки с заданием (игра «Зашифрованное слово», «Зимние забавы», листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Сегодня мы опять будем учиться слушать, слышать и думать. Я приготовила для вас сюрприз - новую игру. Она называется «И я тоже!» Правила игры очень простые : я скажу что-нибудь о Сереже, а вы добавите: «И я тоже!»
Вышел с удочкой Сережа.
!
Стал удить на речке Вожже.
!
Он сидел и улыбался.
!
Лещ на удочку попался.
!
Кто на удочку попался?
Б. Сыров
2. Постановка цели занятия.
Звучит магнитофонная запись «Песенка снеговика».
(дети стоят в кругу, выполняют движения).
Затем стучат в дверь, вносят письмо от Снеговика.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам снеговик-почтовик. Я был у Вас в гостях на вашем новогоднем празднике. Вы мне все очень понравились. Спасибо, что не забыли про мой День Рождения, вы сделали очень красивые поделки, рисунки и аппликации с моим изображением! В ответ я вам шлю подарок. Но чтобы его получить, выполните задания. Я думаю, что вы справитесь! Удачи!».
Воспитатель: Ребята, Снеговик хочет,чтобы вы рассказали о его любимом времени года. Какое время года любит снеговик? (Снеговик любит зиму).
– О чем мы будем говорить на занятии? (Мы будем говорить о зиме).
3. Беседа по теме.
(повторение признаков зимы, названий зимних месяцев)
– Почему снеговик любит зиму? (Зимой солнце светит редко и не греет. Земля покрыта снегом. Если снег липкий, можно лепить снеговика. Зимой холодно, и снеговик не тает.)
– Как называется явление природы, когда падает снег? (Снегопад).
– Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
– Что приносит нам зима? (Зима приносит нам холод (морозы, метели, снег, зимние забавы, радость, веселье).
– За что вы любите зиму? (Зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках. Зимой можно играть в снежки, лепить снеговика. Зимой приходит Новый год).
4. Подбор определений к существительным
(активизация словаря определений)
Игра «Снежки».
Воспитатель: Снеговик прислал вам снежный комочек. Как он
называется. (Снежок.)
Давайте поиграем со снежком и подберем слова – определения.
- Ветер какой? (Холодный, колючий, северный).
– Зима какая? (Холодная, морозная, снежная, волшебная).
– Снег какой? (Белый, пушистый, чистый, холодный, блестящий,
липкий).
Снежинка какая? (Маленькая, кружевная, хрупкая).
5. Подбор родственных слов (образование однокоренных слов).
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: Снеговику понравилось с вами играть на утреннике и он предлагает вам еще одну свою любимую игру «Доскажи словечко». Добавляйте слова, похожие на слово «снег».
Тихо, тихо как во сне
Падает на землю …. снег.
С неба вс скользят пушинки
Серебристые …. снежинки.
На послки, на лужок
Вс летит-летит …. снежок.
Вот веселье для ребят
Вс сильнее …. снегопад.
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …. снежки.
Словно в белый пуховик.
Нарядился …. снеговик.
Рядом снежная фигурка
Это девочка … снегурка.
На снегу то посмотри
С красной грудкой …. снегири.
Словно в сказке, как во сне Землю всю укутал …. снег.
– Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири).
– На какое слово похожи эти слова? (На слово «снег»). Правильно, такие слова называются однокоренные, так как имеют общую часть – корень.
6. Физкультминутка.
– Снеговик предлагает покататься на лыжах.
- Представьте, что вы отталкиваетесь лыжными палками. (Имитация езды на лыжах).
– На лыжне нас ждет успех. Кто бесстрашен, скажет «Эх!»
– Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
– У кого захватит дух, произносит слово «Ух!»
– Кто в сугробе с головой, произносит слово «Ой!».
7. Составление слов по карточкам.
Упражнение «Зашифрованное слово»
Воспитатель: Ребята, пока мы со снеговиком катались на лыжах, у нас на столах появились какие – то карточки.
- Давайте, пойдем, посмотрим?
– Ой, ребята, Снеговик пишет, что это он передал для вас
конверт с карточками, чтобы вы помогли ему составить слова по зашифрованным буквам.
М-1,Е-2, Т-3, Е-4, Л-5, И-6, Ц-7, А-8 Метелица
Г-4, Е-3, К-8, С-1, И-7, С-1, Г-4, Н-2, О-5, В-6 Снеговик
8. Упражнение «Составь слово из слогов»
ма-зи (зима); ки- сан (санки); роз –мо (мороз); га- вью (вьюга, жок – сне (снежок).
9. Составление рассказа о зиме по картинкам – схемам.
Дети рассказывают о зиме.
- Зимой солнце светит редко и не греет. Земля покрыта снегом, реки покрыты льдом.
- Зимой деревья стоят голые, только ели и сосны в иголках.
- Зимой медведь спит в берлоге, еж и барсук спят в норах. Заяц и белка поменяли мех. Заяц зимой белый, а белка серая.
- Зимой птицам холодно и голодно. Люди делают для птиц кормушки.
- Зимой дети катаются на санках,
на лыжах, на коньках.
- Зимой можно лепить снеговика, играть в снежки.
Воспитатель: Давайте его перескажем. (пересказ рассказа по частям).
Расскажите о зимних явлениях природы. (Зимой солнце светит редко и не греет. Земля покрыта снегом, реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, только ели и сосны в иголках).
Расскажите о жизни диких животных и птиц зимой. (Зимой медведь спит в берлоге, еж и барсук спят в норах. Заяц и белка поменяли мех. Заяц зимой белый, а белка серая. Зимой птицам холодно и голодно. Люди делают для птиц кормушки).
Расскажите про зимние забавы. (Зимой дети катаются на санках, на лыжах, на коньках. Зимой можно лепить снеговика, играть в снежки).
10. Итог занятия.
Снеговику очень понравилось, как вы занимались. О чем мы говорили на занятии? (Мы говорили о зиме).
- Что вам понравилось на занятии? (Добавлять слова, составлять предложения, подбирать однокоренные слова, составлять рассказ о зиме). Вы справились со всеми заданиями, получите подарок!
Давайте напишем ответное письмо Снеговику, пошлем ему рисунки с любимыми зимними забавами.