Ольга Бугаева
Конспект НОД по развитию речи «Лексические игры и упражнения» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
на тему: «Лексические игры и упражнения»
Задачи.
Познакомить детей со словами – родственниками, продолжать учить классификации, активизировать словарный запас детей. Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, внимание. Воспитывать выдержку, активность.
И. О. О. :
Р. р., П. р., С. -К. р., Х. -Э. р.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Лексические игры и упражнения“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Материалы:
Игрушка снеговик, снежки из ваты, незаконченные рисунки (дорисовать в зеркальном отражении, карандаши.
Начало НОД.
-Поздоровалось с людьми
Солнце на рассвете.
«С добрым утром!» -
Говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно,
И хорошим тоже.
Лишь хороший человек
Всё на свете сможет.
Помощник воспитателя незаметно для детей забрасывает в группу снежок из ваты.
- Ребята, кто это бросил снежок? Пойду, посмотрю. Да это же снеговик! (Вносит игрушку) Ах, озорник!
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
- Ребята, мы на прогулке можем слепить снеговика? А почему не можем? Да, ребята, в этом году в нашей республике много снега только на горнолыжных курортах – в Домбае и в Архызе, а у нас в городе снега, к сожалению, нет. Ну, будем надеяться, что снег ещё выпадет.
- Снеговик принёс снежки, а на них какие-то задания. А, это не задания, а игры. Хотите поиграть со снеговиком?
Основная часть.
1. Игра «И я тоже!».
- Первая игра называется „И я тоже!“ Правила игры очень простые: я скажу что-нибудь о Сереже, а вы добавите: „И я тоже!“
Вышел с удочкой Сережа.
….!
Стал удить на речке Вожже.
!
Он сидел и улыбался.
….!
Лещ на удочку попался.
….!
Кто на удочку попался? (Б. Сыров)
И сколько же детей попало на удочку?
2. Игра «Слова – родственники».
- Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ….(снег)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…. (снежинки).
На поля и на лужок
Все снижается ….(снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …. (снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик).
Рядом снежная фигурка –
Это девочка (снегурка).
На снегу-то посмотри -
С красной грудкой (снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег).
- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (снег) Это все слова – родственники.
- А вы знаете, кто такой барсук? У слова барсук тоже есть родственники. Назовите их. (Барсучата, барсучий (жир, нос, хвост, барсучиха)
Барсучок. Слышите в конце слова четкое -чок? Чок-чок – барсучок. Чок-чок… (паучок, старичок, сучок, сундучок, каблучок, мужичок)
3. Игра «Найди лишнее слово».
- Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).
1. Мороз, морозильник, мороженое, моросит.
2. Снег, снегирь, снасти, снеговик.
3. Холод, хороший, холодильник, холодок.
4. Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.
4. Игра «Угадай слово».
- А сейчас мы будем превращать слова с одним смыслом в слова с другим смыслом, убирая из слова первый звук.
Слова: смех – мех, экран – кран, беда – еда, спрут – прут, удар – дар, олень – лень, бусы – усы, шутка – утка, коса – оса.
5. Физминутка.
ЗАРЯДКА.
Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться - три, четыре.
Все мы делаем зарядку, И на месте поскакать.
Надо нам присесть и встать. На носок, потом на пятку.
Руки вытянуть пошире, Все мы делаем зарядку.
6. Игра со снежком «Отвечай быстро».
Далее педагог предлагает дошкольникам следующее задание. Он называет обобщающее слово и бросает кому-нибудь из детей снежок, ребенок возвращает мяч и конкретизирует слово. Например: «Ягода – это?» (Малина, черника, земляника) При этом дети должны быстро отвечать на вопросы воспитателя.
Педагог может предложить детям следующие слова: головной убор, инструмент, растение, кресло, сковорода, свекла.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. Слова: папаха, казан, хычин.
7. Рисование «Дорисуй предмет».
- Ребята, снеговик принёс нам картинки. Посмотрите и скажите, что на них не так? Правильно, рисунки не закончены. Давайте их дорисуем.
Итог НОД.
- Ну, что ребята, понравились вам игры снеговика? Какая игра была самая интересная? Какая игра вызвала затруднение?