Рамиля Султангулова
Воспитание у детей дошкольного возраста умения внимательно слушать
▼ Скачать + Заказать документы
Развитию правильной и чистой речи у детей дошкольного возраста часто мешает пониженный слух. Воспитателю необходимо проверять состояние слуха у каждого ребенка и направлять к врачу-специалисту. Для проверки слуха воспитатель может провести игры : «В поручения», «Кто лучше слышит» и другие.
Публикация «Воспитание у детей дошкольного возраста умения внимательно слушать» размещена в разделах
Воспитатель становится от детей на расстоянии 5-6 метров и шепотом произносит несложные поручения, например: «Маня, положи мячик на полку», «Толя, открой дверь» и др. Можно предложить детям закрыть глаза или отвернуться. Подобные игры требуют от детей большой сосредоточенности, поэтому они должны длиться не более 3-5 минут.
Такие игры имеют значение не только для проверки слуха детей, но и для воспитания умения слушать. Развитие слухового восприятия способствует воспитанию чистой речи. Искажения звуков и слов (сокращение слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым восприятием.
Для развития слухового восприятия можно использовать разнообразные занятия и игры.
Большое значение имеет слушание музыки, а для старших детей слушание детских радиопередач. Полезны такие игры, как «Узнай по голосу, кто позвал», «Эхо», поиски спрятанного предмета под тихую и громкую музыку. Полезно также внимательно прислушиваться к звукам, доносящимся со стороны. Можно предложить детям помолчать, даже закрыть глаза и послушать, «о чем говорит комната, улица». Дети услышат тиканье часов, доносящиеся с улицы гудки автомобиля, топот лошадиных копыт, голоса людей, звонок трамвая, чириканье воробьев, жужжание мух и т. д. Еще большее богатство звуков в лесу, поле, в саду: шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечиков, жужжание пчел, гудение мотора работающего транспорта и много, много других.
В процессе игры можно предложить некоторым детям изобразить звуками то, что они слышали, остальные должны угадывать. Дети поразительно тонко передают различные звуки и их оттенки, например жужжание мухи, пчелы, шмеля. Подробные игры обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи.