Татьяна Горбунова
Игры и упражнения на развитие памяти у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на развитие зрительной памяти
Игра «Какой игрушки не хватает?» (с 3-х лет)
Поставьте перед ребёнком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребё нку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Игра «Обезьянка» (с 3-х лет)
Публикация «Игры и упражнения на развитие памяти у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ведущий предлагает детям: «Давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять всё, что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Игра «Экран» (с 4-х лет)
На полу или на столе разложены различные предметы в определённом порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идёт на счёт 5. После этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
Игры на развитие слуховой памяти
Игра «Повтори» (с 4-х лет).
Прочитайте небольшой текст и попросите ребёнка воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребёнок не справляется, следует задать ему вопросы.
№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошёл Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту-ту, машина, катай моего
мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.
Игра «Парные слова» (с 4-х лет)
На листе бумаги пишется 10 пар слов (можно меньше). Слова должны по смыслу связывать друг друга, к примеру, вилка – ложка, стол – стул и т. д. После того, как всё написано, необходимо прочесть слова вслух. Торопиться не нужно. Пары необходимо выделять с особой интонацией. Через несколько секунд нужно прочесть ребёнку первые слова из необходимой пары. После каждого слова, малыш должен называть соответствующую пару.
Игра «Магазин» (с 4-х лет)
Ведущий может послать ребёнка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли, и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки» и др.
Игры на развитие двигательной памяти
Игра «Слушай и исполняй» (с 4-х лет)
Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.
Игра «Марионетка» (с 4-х лет)
Ребёнок спокойно стоит, а взрослый управляет его руками, ногами, заставляя идти вправо, влево, вперёд. Потом ребёнка просят повторить движения по памяти.
Игры на развитие смысловой памяти
Игра «Пары картинок» (с 5-ти лет)
Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребёнком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладётся рядом с изображением леса. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребёнка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.
Игра «Вспомни пару» (с 5-ти лет)
Прочитайте ребёнку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребёнок должен назвать второе слово пары.
1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щётка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.
2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котёл, расчёска – вечер, кольцо – завод, чашка – море.
Игры на развитие обонятельной и осязательной памяти
Игра «Запахи и звуки» (с 5-ти лет)
Представь, что идёт дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождём?
Игра «Вкус и запах» (с 5-ти лет)
Задание № 1. Представь лимон. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 2. Нарисуй лимон.
Задание № 3. Представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет апельсин. Какого цвета апельсин? Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?
Задание № 4. Нарисуй апельсин.
Задание № 5. Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи?