Наталья Сазонова
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух — это умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь.
Хороший фонематический слух необходим ребенку не только для грамотной устной речи, но и обязательное условие для грамотного письма.
К старшему дошкольному возрасту дети могут определять на слух есть ли заданный звук в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Публикация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха» размещена в разделах
Для начала лучше потренироваться на неречевых звуках (шум воды, звук машин, крики птиц, звучание музыкальных инструментов). Предложите ребенку закрыть глаза и сказать, какие звуки он слышит вокруг.
«Угадай, что делаю»
Можно повернуться к ребенку спиной и предложить угадать, что вы делаете. Можно переливать воду, рвать бумагу, шуршать бумагой, постучать карандашом по столу, похлопать в ладоши, позвенеть в колокольчик и т. д
«Угадай, где звенит»
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
«Найди одинаковые»
Приготовьте несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с пшеном или манкой, 2 коробки с горохом, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами, 2 коробочки с монетками и т. д.
Взрослый трясет коробочкой, издавая шум, а ребенок ищет у себя коробочку с таким же звучанием.
Далее можно приступать к формированию фонематических представлений на материале речевых игр.
«Лови звук»
Развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов.
Взрослый называет ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук (хлопает, топает и т. п.). Например: хлопни в ладоши, когда услышишь
звук К среди других звуков. А теперь звук спрячется в слоги, потом в слова.
«Отбери картинки»
Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, предлагает назвать их, а потом предлагает отобрать только те, в названии которых есть заданный звук, например, звук С.
«Повтори за мной»
Взрослый предлагает ребё нку повторить за ним слоговые ряды:
с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т. д. ;
с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т. д. ;
с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т. д. ;
с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т. д. ;
«Доскажи словечко»
Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который “убежал”.
Примерный речевой материал. Ма (к, со (к,мо (х, ро (т, ко. (т, забо (р, помидо (р) и т. д.
«Стучим и гладим»
Учимся различать звуки по твердости-мягкости, закрепляем понятия “звук”, “согласный”, “твердый согласный”, “мягкий согласный”.
Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то ребенок стучит кулачком, если мягкий – гладит внешнюю сторону ладони.
«Где живет звук».
Для игры можно использовать схемы слов. Это могут быть полоски из картона или бумаги, разделенные на три части (начало слова, середина и конец слова).Взрослый называет слово и предлагает ребенку определить, где живет звук и на это место положить фишку.
Можно усложнить задачу, если мы возьмем фишки красного, синего и зеленого цвета. Тогда ребенок не только определит, где живет звук, но и покажет, какой это звук (гласный, согласный твердый или мягкий).
Гласный звук обозначается красным цветом, твердый согласный -синим и мягкий -зеленым.
«Разложи картинки»
Ребенку предлагается разложить картинки на две группы: в одну положить картинки, в названии которых первый звук твердый, в другую, где в начале мягкий звук.
«Цепочка из слов»
Цель этой игры развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Взрослый называет слово, ребенок подбирает свое слово, которое должно начинаться с последнего звука слова взрослого.
Например: собака- апельсин –нос –сахар -робот и т. д.
Стараемся, как можно дольше тянуть цепочку.
«Какое слово получилось»
Цель игры : Формировать навык звукового синтеза.
Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно:
[д], [о],[м].Ребенок собирает звуки в слово.