Людмила Клименко
Игры и упражнения для развития фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Поющее лото
В этой игре должен быть ведущий и как минимум два участника. Она рассчитана на детей, которые уже полностью или частично знают алфавит.
Суть игры :
Возьмите карточки с картинками и пустые карточки. Раздайте детям по 5–7 карточек с рисунками и по столько же пустых. Затем пропойте любой звук и спросите, у кого есть картинки с изображением предмета, содержащего этот звук. Дети находят подходящую карточку, проговаривают слово и закрывают изображение пустой карточкой. Побеждает тот, у кого быстрее закроются все картинки.
Публикация «Игры и упражнения для развития фонематического слуха» размещена в разделах
Например, вы начинаете: «Ууууууу» и спрашиваете, у кого есть изображение с таким звуком. Ребенок поднимает руку и проговаривает: «Ууууу-тка» и закрывает пустой карточкой картинку.
Это упражнение помогает детям быстрее освоить чтение по слогам.
«Дострой недостающий слог или слово»
Для упражнения подойдут простые предложения из любимых сказок ребенка.
Суть игры :
Вы читаете ребенку предложение, но не произносите последний слог или слово. Ребенок должен достроить слово, и проговорить предложение целиком.
Например:
Жили-были дед и ба… (ба).
Яйцо упало и разби… (лось).
Стоит в поле тере… (мок).
Или:
Муха, Муха — ,
Позолоченное брю… (хо!
Муха … пошла,
Муха денеж… (ку) нашла.
Второй вариант игры сложнее, но благодаря этому у ребенка хорошо развивается сообразительность, внимание и расширяется словарный запас.
«Разноцветные звуки»
Упражнение для детей, которые уже знают алфавит.
Суть игры :
Сделайте бумажные флажки красного и зеленого цвета. Скажите ребенку, что на гласные звуки ему нужно поднимать красный флажок, на согласные – зеленый. Называйте звук, делайте небольшую паузу и ждите ответ ребенка.
Это упражнение помогает различать звуки и дает хорошую базу для чтения.
Также можете сделать флажки других цветов на твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.
Эти простые упражнения помогут вашему ребенку развить фонематический слух и дадут хорошую базу для обучения чтению и письму. Занимайтесь с ребенком 15–30 минут в день и уже через 2–3 недели вы заметите прогресс в обучении. А спустя еще немного времени перед вами будет сидеть довольный ребенок, с интересом осваивающий школьную программу.