Сологуб Динара
Игры и упражнения для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для детей с ЗПР : развивающие тематические занятия и досуг
Задержка психического развития – это не приговор, устранить пробелы между уровнем ребенка с ЗПР и сверстниками можно с помощью игровой деятельности. С помощью игровой деятельности развиваются необходимые навыки, интеллектуальные способности.
Развитие внимания
Для улучшения внимания можно применять такие игры :
Публикация «Игры и упражнения для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. «Ладошки». Простая игра, суть которой не всегда и не всем просто понять по описанию. Детей рассаживают рядом друг с другом. Левую руку каждый ребенок кладет на правое колено сидящего слева. Правую руку – на левое колено сидящего справа. Получается, что у каждого ребенка на коленях лежат руки товарищей. По команде ведущего дети должны поднимать руки. Получается волна. Задание легкое, но бывают ошибки. Если рука поднимается не вовремя, то участник выбывает из игры.
2. «Летает, не летает». Дети становятся полукругом и внимательно слушают ведущего. Он называет летающие и нелетающие вещи: технику, насекомых, животных, неодушевленные предметы. Когда произнесено то, что летает, например, самолет, дети должны поднять руки. Если говорится «чемодан», а это нелетающий предмет, ребятам нужно оставаться неподвижными. Ведущий умышленно должен иногда поднимать руку, когда называет нелетающие предметы. Это нужно, чтобы запутать детей. Ведь они должны научиться не просто подражать, а, рассуждая, определять, летает ли предмет или нет.
3. «Найди отличия». Как можно догадаться, суть игры в том, чтобы ребенок находил отличия между двумя картинками. Если речь идет о 3-летнем малыше, раннем возрасте, то различий должно быть минимальное количество. Например, два или три. Если дошкольник будет хорошо справляться с задачей, нужно усложнять ее. Картинки можно рассматривать онлайн, дистанционно. Лучше, чтобы они были на бумаге, чтобы ребенок мог их держать и внимательно рассматривать.
4. «Где звонили?». Игра подойдет как для младших дошкольников, так и для детей начальной школы. Ребята делятся на несколько групп, каждой из которых выдают какой-нибудь инструмент, издающий звуки. Например, колокольчик, дудку, свистульку и так далее. Главное, чтобы предмет издавал звук. Можно брать вещи, которые не свистят, не звенят, а, например, шуршат или гремят. Выбирают ведущего. Он с закрытыми глазами должен определить, в какой части комнаты звонили. Если угадает правильно: даст ответ и укажет рукой, то водить начинает другой участник игры. Это развлечение удобно устраивать в группе детского сада, так как там всегда много места.
5. «Кто услышит?». Еще одна игра, связанная с ушами и восприятием мира. В школьном или детсадовском актовом зале педагог прячется за ширмой и с помощью разных предметов издает звуки. Задача детей : рассказать, что они услышали.
6. «Краски». Это психологическая игра на внимание, в ней нужно использовать органы зрения. Ребенку показывают картинку и потом быстро прячут её. После этого он должен назвать цвета, которые были на изображении. Внимание: важно, чтобы ребенок запомнил именно цвета, а не то, что было нарисовано. Если он способен рассказать обо всем сразу – это хорошо.
7. «Девочки» или «Хрюши». Ребенку выдают лист бумаги с напечатанными лицами детей или поросят и просят сосчитать одинаковые изображения либо те, в которых есть что-то общее. Например: «Сосчитайте девочек со светлыми волосами».
Игр на развитие внимания очень много, поэтому все их в рамках статьи мы не будем перечислять. В той или иной ситуации, для детей определенного года рождения, с конкретными проблемами подходят разные игры.
Игры на развитие памяти
Задача этих занятий – стимулировать ребенка запоминать различные вещи, предметы, события. Вот несколько игр:
1. «Картинки». Ребенок должен называть все предметы, которые он видел на картинке. Игра подходит для разных групп – дошкольников и тех, кто посещает подготовительные классы, потому что есть возможность выбрать уровень сложности. Например, ребенку в 4 года показать 2-3 предмета, а тому, кто старше – 6-7. Это полезное упражнение для детей, у которых нет ЗПР, ведь умственное развитие необходимо всем.
2. «10 отличий». Для развития памяти игру можно усложнить, немного поменять условия. Например, ребенок смотрит 10 минут на картинку, её убирают, и он разглядывает другое изображение. Задача назвать отличия, не имея возможности смотреть на обе картинки сразу.
3. «Запомни зоопарк». Ребенку показывают различных животных – мягкие игрушки или карточки с ними. Затем дошкольник должен рассказать, кто именно был в зоопарке. Чем больше животных будет названо, тем лучше.
4. «Опиши игрушку». Это упражнение выполняют дети 5–7 лет, и уровень интеллекта у них становится выше. Суть проста: ребенку в течение 2 минут показывают игрушку. Малыш должен выработать навык запоминания, не забыть детали. Игрушку забирают. Спустя полчаса ребенка нужно попросить описать предмет, который он рассматривал. Это упражнение рекомендуется делать каждый день.
Мышление и познавание
Память и внимание важны, но нужно развивать мыслительную и познавательную деятельность. Вот несколько упражнений :
1. Маленьким детям можно предложить игру «Кто что любит?». Для этого нужно купить или изготовить карточки, сделать аппликацию на бумаге. Ребенок должен сопоставить животное и еду, которую оно любит. Можно не усложнять и использовать стереотипы: ёжик – грибы, заяц – морковь и так далее. Игру с такими тематическими карточками нужно начинать заново каждый день. Важно тренироваться регулярно, чтобы интеллект повышался.
2. «Назови одним словом». Можно играть со старшими дошкольниками или школьниками. Смысл такой: ребенку необходимо назвать слово, которое объединяет несколько вещей из одной сферы. Например, волк, заяц, рысь, лев, тигр – это всё животные. Для детей постарше, с которыми работают индивидуально дома, у психолога или в коррекционной группе, можно устраивать «игру наоборот». Задается какое-то слово, отталкиваясь от которого ребенок должен назвать понятия, соответствующие специфике. Например, транспорт: самолет, поезд, автомобиль, пароход и так далее.
3. «Чередование». Можно использовать разные вещи: краски, в том числе и пальчиковые, однородные предметы, например, палочки и так далее. Ребенку предлагают сделать бусы или «выстроить» заборчик с определенной последовательностью цветов.
4. «Бывает, не бывает». Игра на мышление, сообразительность и воображение, смысл которой в том, что ведущий называет какую-то ситуацию, бросает мяч ребенку, а тот должен сказать, бывает это в жизни или нет. Например:
Папа ушел на работу.
Бывает.
Поезд едет по воде.
Не бывает.
Кролик охотится на волка.
Не бывает.
И так далее.
Эмоционально-волевая сфера
В этом блоке в большей степени не играют, а общаются, беседуют, рассуждают, взаимодействуют. Это стимулирует детей проявлять разную реакцию в зависимости от ситуации. Примеры занятий:
1. «Прислушайся к своему настроению». Психолог рассказывает, каким оно может быть: как облачко, тучка, солнышко. Дети слушают эту речь. Далее им предлагают нарисовать свое настроение. Таким образом, не только развивается эмоционально-волевая сфера, но и улучшается мелкая моторика.
2. «Давайте поздороваемся». К упражнению можно привлекать детей от 5 лет. В процессе создается непринужденная обстановка. Детям предлагают поздороваться как стандартными способами, так и шуточными – плечом, спиной, еще как-то. Это своего рода зарядка, гимнастика. Но при этом происходит сенсорное физическое взаимодействие, которое влияет на интеллектуальное развитие.
3. «Портрет самого лучшего друга». Рекомендуется для детей от 5 лет. Ребенок должен нарисовать кого-то, с кем сильно дружит. Затем начинается разговор про товарища, отношения с ним. Это всё необходимо, чтобы ребенок научился правильному анализу и самоанализу. Ведь, общаясь по теме, связанной с портретом, делая его презентацию, он еще и рассказывает про себя, восприятие своих чувств. Это ещё и тест, результаты могут вноситься в таблицу, если она разработана психологом. На основании того, как ребенок анализирует портрет друга, можно выявить степень и тяжесть его отсталости от сверстников.
Развитие и понимание речи
В этом блоке используются разные способы и методы, много времени уделяется пересказам: сказок, по карточкам и так далее. Игры и упражнения для детей с ЗПР – это комплекс мер, направленных на всестороннее интеллектуальное развитие детей, у которых выявлено отставание от сверстников.