Оксана Голоухова
Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении (ОВЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Голоухова О. В.
Октябрь 2019
На современном этапе развития образования в соответствии с Законом об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года) особое внимание уделяется реализации прав детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья на образование. Важно обеспечить равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной, во всевозможные и необходимые сферы жизни социума.
Публикация «Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении (ОВЗ)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории детей – детей с ОВЗ. Количество детей с нарушениями речи ежегодно растет.
Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
В задачу нас как воспитателей входит
повседневное наблюдение за состоянием
деятельности детей
в каждом периоде коррекционного процесса.
В процессе пребывания ребенка с ОВЗ мы наблюдаем за его проявлениями и :
• включаем в работу всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу;
• при оценке динамики продвижения ребенка с ОВЗ сравниваем его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
• создаём для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;
• корректно и гуманно оцениваем динамику продвижения ребенка.
Педагогический прогноз строится на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
В работе с детьми с ОВЗ следует руководствоваться общими принципами и правилами коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
2. Предотвращение наступления утомления, использование для этого разнообразных средств (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность дошкольников, развивающих их устную речь.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности
Мы как воспитатели должны уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно-ориентированный подход к речи и поведению ребенка.
Особо благоприятными условиями воспитания ребенка в детском саду являются общество сверстников, коллективные игры и занятия. При этом у детей не только формируются и закрепляются коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения, которые необходимы для успешной социализации ребенка, его обеспечение равноправного включения личности, во все возможные и необходимые сферы жизни социума. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это прежде всего создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, помочь детям с особыми вариантами развития занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
КАРТОТЕКА
Игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.
• Если ребенок плохо говорит, заикается,
• Беспокойные дети,
• Дети с нарушением самооценки,
• Агрессивные дети,
• Замкнутые дети,
• Конфликтные дети.
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ
«БРЫКАНИЯ»
«СТРОИТЕЛИ»
«КУКЛА «БОБО»
«ЛЕПИМ СКАЗКУ»
«ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»
«КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК»
«РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
«СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»
«КАРИКАТУРА»
«КУЛАЧОК»
«СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»
«БРЫКАНИЯ»
Ребенок ложится на спину, на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.
Упр-е способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
«СТРОИТЕЛИ»
Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем др. детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому строителю задаются вопросы:
• Удобно ли тебе будет жить в этом доме?
• Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?
• Кто будет жить в этом доме кроме тебя?
Можно спросить детей группы, подходит ли домик строителю? После беседы возможна перестройка дома с помощью других детей. Игра сближает детей в группе, способствует эмоциональному развитию и моторному самовыражению.
«КУКЛА «БОБО»
Вы, наверное, замечали, что агрессия у ребенка постепенно накапливается, и, когда ему удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку возможность выместить агрессию на какой-либо предмет, объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Эта кукла не продается, но вы можете очень легко сделать ее сами, например, из подушки: пришейте к подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» - кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, также прикрепите к нему «ручки», «ножки», и «лицо», набейте полотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.
«ЛЕПИМ СКАЗКУ»
Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упр-я хорошо подходит сказка «Три медведя».
Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.
«ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»
Игра построена на обсуждении стихотворения Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком»
Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
Если ты ласково, тихо
В него позвонишь,
То поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая-седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок. -
На стол самовар поставит,
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе
И старую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если,
Ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучатся,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет к тебе не старушка,
А выйдет Баба-Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога.
После стихотворения идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений.
«КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК»
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столами.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Пробраться через «дремучий лес».
5. Прятаться от «диких животных».
На протяжении всего упр-я дети не должны отцепляться от своего партнера. Упр-е способствует развитию сплоченности группы.
«КАРИКАТУРА»
В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравится. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».
«КУЛАЧОК»
Дайте ребенку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
Упр-е способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.
«СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ»
Для работы с детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей. По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.
В ходе совместных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.
«РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
• Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчиков. Разними их.
• Тебе хочется играть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее.
• Ты очень обидел своего друга, попробуй помириться с ним.
• Ты нашел на улице слабого, замерзающего котенка… пожалей его.
«СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»
Дети сидят, по кругу передавая, друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувство ценности других и самоценности.