Ясинская Евгения
Игры и упражнения для будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
Уважаемые родители!
Эти и другие игры помогут вам создать благоприятные условия для развития произвольного внимания, памяти, воображения, мышления. Кроме того, эти развивающие игры позволят определить, на какие стороны психологической готовности к школе следует обратить особое внимание.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
Публикация «Игры и упражнения для будущих первоклассников» размещена в разделах
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Затем ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ.
На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, и после этого предложите ребёнку расставить все, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат!
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Следующий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
ТРЕНИРОВКА ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ
Предложите ребенку игру «Как это можно использовать?» - найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как градусник для куклы, удочку и т. д.
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.
ТРЕНИРОВКА МЕЖАНАЛИЗАТОРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.
1. Хлопнуть в ладоши, если услышишь нужный звук или слово. 2. Подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов. 3. Присесть столько раз, сколько хлопнут в ладоши. 4. Отсчитать на ощупь столько предметов, сколько услышишь ударов бубна.
ТРЕНИРОВКА ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ
1. Ребенку демонстрируется картинка, на которой изображено 8-10 предметов. Время показа 10-20 сек. Необходимо запомнить как можно больше предметов. Затем картинка убирается, а ребенок называет предметы по памяти. 2. Ребенку предлагается по памяти подробно описать, что было изображено на иллюстрации, которая только что были рассмотрены. 3. В ряд выкладываются 6-8 карточек с изображениями предметов, геометрических фигур, написанными на них словами и т. д. Ребенку предлагается в течение 10-20 сек. внимательно посмотреть на карточки и запомнить их местоположение. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет карточки местами или убирает одну из них. Нужно определить, что изменилось. Упражнение повторяется 2-3 раза. 4. На столе (на полу) раскладываются в разных местах изображения предметов, геометрические фигуры, цифры, буквы в количестве 6-8. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть где что находится в течение 30 сек. Затем стол прикрывается платком. Необходимо вспомнить, какие изображения в каких местах 9 стола находились (в верхнем правом углу, посередине, в нижнем левом углу и т. д.). Упражнение повторяется 2-3 раза. 5. Ребенку в течение 10-20 сек. показываются 6-8 предметов, которые они должны хорошо запомнить. После этого ребенок закрывает глаза, а взрослый раскладывает эти предметы в разных местах комныты, доступных взору. Нужно их отыскать. 6. Предложить ребенку 8-10 предметов, дать возможность тщательно их рассмотреть (в течение 30 секунд). Заранее дается предупреждение, что относительно этих предметов будут заданы разные вопросы ( например: какого цвета карандаши, что сделано из стекла, что вышито на салфетке и т. д.). Ребенок должен ответить на произвольные вопросы, касающиеся рассмотренных ранее предметов. 7. Ребенку с закрытыми глазами предлагают называть определенные предметы, имеющиеся в комнате. Например, назвать предметы зеленого цвета; круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие – шершавые и т. д. 8. Взрослый зачитывает 5-7 слов, не связанных по смыслу. Затем повторяет их, пропустив одно слово, два слова. Ребенку следует восстановить цепочку слов по памяти.
ТРЕНИРОВКА НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ. Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
ТРЕНИРОВКА СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Кто что слышит? Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или коридора. Рассказать об их источнике. 2. Что я делаю? Ребенок с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам и стукам определяют действия, производимые учителем или одноклассником (листает книгу, пишет мелом на доске, переливает воду, роняет на пол линейку и т. д.). 3. Кто тебя позвал? Ребенку с закрытыми глазами предлагается по голосу узнать того, кто назвал его имя.
ТРЕНИРОВКА ТАКТИЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Чудесный мешочек. В непрозрачный мешок кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешок, найти нужный предмет или предметы (согласно теме урока). 8 2. Ходьба по контуру фигуры. На полу мелом изображают геометрические фигуры, буквы, цифры. Ребенку предлагают пройти по контуру фигуры сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Вариант игры – ребенок сам задумывает фигуру или букву и «проходит ее». Взрослый должен назвать полученное «изображение». 3. Ничего не вижу. С закрытыми глазами выполнить какое-либо знакомое действие (убрать учебные принадлежности в портфель, убрать игрушки, вымыть посуду, подойти к окну и т. д.).