МААМ-картинки

Игры и игровые упражнения в формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

Ольга Переяславцева
Игры и игровые упражнения в формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игр и игровых упражнений при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР

Переяславцева О. В., учитель-логопед

МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок» г. Старый Оскол

Правильная, грамотная речь играет огромную роль в жизни человека.

Практическое усвоение всех лексических средств языка – важная задача коррекционного обучения детей, которые имеют общее недоразвитие речи.

Публикация «Игры и игровые упражнения в формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

У дошкольников с нарушением речи очень часто наблюдается бедность словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. В их словарном запасе недостаточно глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственность человека, и особенно бедна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий. Все это ограничивает речевое общение детей. [I, c.53]

У детей слабая память, они быстро утомляются, с трудом могут сосредоточиться – все это характерно для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед педагогом, который осуществляет непосредственное руководство игрой, стоит задача познакомить детей с новыми словами и понятиями, расширить и уточнить представления, связанные с этими словами, а также добиваться употребления их в связной собственной речи.

Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматически правильной речи. [III, c.5]

Развитие грамматического строя речи у детей с нарушением речи является одной из основных задач коррекционного воспитания и обучения.

Решение этой задачи предполагает:

формирование, развитие и обогащение словаря;

формирование грамматически правильной оформленной речи.

Словарь – это слова, обозначающие, явления, действия, предметы и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь.

Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка : Жуковой Н. С., Ефименковой Л. Н., Ткаченко Т. А., Шаховской С. Н., Худенко Е. Д. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР.

Большинство авторов настаивают на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:

развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т. д.);

формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные);

• употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением

У детей с указанным нарушением речи преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребенка намного сильнее, чем само слово.

Дидактические игры и упражнения являются одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.

Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.

Принцип дидактических игр кроется в том, что они создаются взрослыми для детей с целью воспитания и обучения. Однако, созданные в обучающих целях, они остаются играми, в которые детям интересно играть.

Игровые упражнения на занятии :

- «Назови одним словом» (формирование обобщающих понятий)

- «Четвертый лишний» (Дифференциация обобщающих понятий)

- «Скажи наоборот» (формирование словаря антонимов)

- «Чьи лапы?» (формирование притяжательных прилагательных)

- «Назови семейку» (расширение словаря и формирование словообразовательных процессов)

- «Назови детенышей / птенцов» (формирование лексики и навыков словоизменения)

- «Один – много» (образование категории множественного числа)

- «Чего не стало?» (практическое употребление родительного падежа множественного числа)

«Сложные слова» (образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ (рыбу ловит …рыболов, сок выжимает - соковыжималка) [II,c.153]

Игры используются, для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так и для подготовки детей к школьному обучению.

Литература

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. –256 с.

2. Быстрова Г. А. и др. Логопедические игры и задания. – СПб. : КАРО, 2002. - 208с.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольниковМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников "Ручеёк" Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Подвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движенийПодвижные игры и игровые упражнения на развитие быстроты движений Данный материал будет полезен для воспитателей и инструкторов по физической культуре с целью организации для дошкольников прогулок, развлечений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и игровые упражнения в формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 1 июня 2021 в 13:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и игровые упражнения в формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Переяславцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД