Ольга Переяславцева
Игры и игровые упражнения в формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр и игровых упражнений при формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР
Переяславцева О. В., учитель-логопед
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок» г. Старый Оскол
Правильная, грамотная речь играет огромную роль в жизни человека.
Практическое усвоение всех лексических средств языка – важная задача коррекционного обучения детей, которые имеют общее недоразвитие речи.
Публикация «Игры и игровые упражнения в формировании лексико-грамматических конструкций у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
У дошкольников с нарушением речи очень часто наблюдается бедность словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. В их словарном запасе недостаточно глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственность человека, и особенно бедна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий. Все это ограничивает речевое общение детей. [I, c.53]
У детей слабая память, они быстро утомляются, с трудом могут сосредоточиться – все это характерно для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед педагогом, который осуществляет непосредственное руководство игрой, стоит задача познакомить детей с новыми словами и понятиями, расширить и уточнить представления, связанные с этими словами, а также добиваться употребления их в связной собственной речи.
Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию грамматически правильной речи. [III, c.5]
Развитие грамматического строя речи у детей с нарушением речи является одной из основных задач коррекционного воспитания и обучения.
Решение этой задачи предполагает:
• формирование, развитие и обогащение словаря;
• формирование грамматически правильной оформленной речи.
Словарь – это слова, обозначающие, явления, действия, предметы и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь.
Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка : Жуковой Н. С., Ефименковой Л. Н., Ткаченко Т. А., Шаховской С. Н., Худенко Е. Д. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР.
Большинство авторов настаивают на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:
• развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т. д.);
• формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
• упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные);
• употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением
У детей с указанным нарушением речи преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребенка намного сильнее, чем само слово.
Дидактические игры и упражнения являются одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов.
Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.
Принцип дидактических игр кроется в том, что они создаются взрослыми для детей с целью воспитания и обучения. Однако, созданные в обучающих целях, они остаются играми, в которые детям интересно играть.
Игровые упражнения на занятии :
- «Назови одним словом» (формирование обобщающих понятий)
- «Четвертый лишний» (Дифференциация обобщающих понятий)
- «Скажи наоборот» (формирование словаря антонимов)
- «Чьи лапы?» (формирование притяжательных прилагательных)
- «Назови семейку» (расширение словаря и формирование словообразовательных процессов)
- «Назови детенышей / птенцов» (формирование лексики и навыков словоизменения)
- «Один – много» (образование категории множественного числа)
- «Чего не стало?» (практическое употребление родительного падежа множественного числа)
«Сложные слова» (образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ (рыбу ловит …рыболов, сок выжимает - соковыжималка) [II,c.153]
Игры используются, для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так и для подготовки детей к школьному обучению.
Литература
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. –256 с.
2. Быстрова Г. А. и др. Логопедические игры и задания. – СПб. : КАРО, 2002. - 208с.