Ирина Байшева
Игры и игровые упражнения «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое упражнение «В зимней столовой»
Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.
Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Описание: Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
Публикация «Игры и игровые упражнения „Птицы“» размещена в разделах
Игровое упражнение «Какая это птица»
Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».
Материал. Красочные изображения птиц.
Описание: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:
— Кто кричит «кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу.
— Все покричим, как ворона.
— Кто кричит «чирик-чирик»?
— Покричим, как воробей.
Игровое упражнение «Птички»
Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.
Описание: Воспитатель рассказывает стихотворение:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились —
Все люди дивились.
Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движения настоящих птиц.
Затем выбираются новые птички, и упражнение повторяется снова.
Игровое упражнение «Кто зимовал, кто прилетит?
Цель: Учить детей классифицировать птиц на зимующих и перелётных. Активизировать речь детей.
Материал: иллюстрации с перелётными и зимующими птицами.
Описание: Дети разделяются на две группы, одни отбирают картинки с перелётными птицами, другие – с зимующими. После игры на панно помещается модель перелётных птиц.
Дидактическая игра «Не сорока, не ворона»
Цель: Учить детей узнавать разных птиц на картинках. Способствовать развитию внимания и сообразительности. Доставить детям удовольствие живой игрой.
Материал: картинки с изображением птиц.
Содержание игры : Детей делят на две команды. Воспитатель заранее заготавливает карточки с изображениями птиц, которых показывали детям на прогулке, занятиях. Например, для первой команды: снегирь, аист, удод, воробей, пингвин, чайка, зяблик, сорока; а для другой - голубь, дятел, сова, кукушка, страус, синица, глухарь, ворона.
Каждая команда выбирает ведущего, который быстро подходит к любому игроку команды-соперницы, показывает картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка». Ответ: «Не сорока, не ворона, а снегирь». Назвал птицу – очко, не назвал - проси помощи у команды: возьми за руку того, кто ответит за тебя. Если товарищ ответил, команда получает пол-очка,нет - пол-очка сгорает. Для другой команды слова иные «не ворона, не синица. Так скажи, как зовется эта птица?»
Советы педагогу: карточки должны находиться в предложенном порядке.
Народная игра «Что за птица»
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Игровые правила : описывать прилетевшую птицу не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назовет птицу, тот становится водящим.
Игровые действия : имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой
Ход ИГРЫ
Эта игра требует большой предварительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет, по которым можно узнать, что это за птица.
Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова. Например, водящий так описывает журавля:
Есть у меня птица
Вот такая, вот такая! –
показывает руками, какой величины у него птица.
Все играющие говорят:
Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий:
Крылья у птицы
Вот такие, вот такие! -
показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.
Все играющие:
Летит, летит птица,
К нам летит!
Ведущий:
Клюв у этой птицы
Вот такой, вот такой!
Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т. д., и заканчивает вопросом: «Что за птица к нам прилетала?». На вопрос отвечают не все дети кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!», тот кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, которую он загадал. Если же ответ ребенка неправильный, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отгадывать только один раз.
Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например, орла, попугая, дятла, ворону, петуха, гуся.
Словесная игра: «Прилетели птицы»
Воспитатель называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т. п.
Прилетели птицы :
голуби, синицы, мухи и стрижи.
голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. ,
голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,
даже совки-сплюшки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы!
Словесная игра: «На птичьем дворе
Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, развивать правильное звукопроизношение.
Игровое правило : все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «посреди двора», «вверху»
Игровое действие : звукоподражание.
Ход ИГРЫ „.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др.
Воспитатель говорит:
- Вот хорошо вы всё вспомнили, как по – разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Как кричит петух с утра? И т. д.)
Игра «Кто как выглядит»
Цель: закреплять в речи детей, названия частей тела птицы.
Игровое правило : Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид пти-цы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку и они проверяют правильность ответа.
Игровое действие : Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У петуха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги украшают шпоры. А ещё у петуха есть красивый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми) перьями».
Игра «Домашние и дикие».
Цель: учить детей классифицировать птиц на домашних и диких.
Игровое действие : Игровое поле представляет собой круг, разделё нный на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес - дикую.
Игра «Чем питаются птицы».
Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.
Игровое действие : Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие картинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выбирают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т. д.
Игра «Птенчики».
Цель: Учить детей правильно называть взрослых птиц и их птенцов.
Игровое действие : Используются шапочки из предыдущей игры. Дети делятся на две группы - одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары.
Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама».
Игра «Чей голос?».
Цель: закреплять умение детей звукоподражать птицам.
Игровое действие : Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица.
Образец речи детей: 1-й ребё нок: «Чирик-чирик»,
2-й ребё нок: «Это чирикает воробей».
Игра «Самый главный»
Цель: дать детям знания о том, какую пользу приносят различные птицы.
Игровое действие : Образец речи детей: «Я курица, я даю людям мясо и яйца — я самая главная», «Я сова, я санитар леса — я самая главная», «Я соловей — я радую людей своим пением. Я самый главный». И т. д.
Игра «Летает, не летает»
Цель: развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Игровое правило : поднимать руку надо только в том случае, когда будет назван летающий предмет.
Игровые действия : похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.
Ход игры:
Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.
Воспитатель объясняет правила игры : Я буду называть предметы опрашивать: «Летает?», например, «Голубь летает? Самолёт летает?» если я назову предмет - который, в самом деле, летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать
не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.
Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят; «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру «Галка летает?» - и поднимает руки.
Дети отвечают: «Летает». И тоже поднимают руки. «Дом летает?» - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.
У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетаюший предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.
Дидактическая игра: «Что за птица»
Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Игровые правила : Описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.
Игровые действия : Имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.
Ход игры:
Эта игра требует большой продолжительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет, по которым можно узнать, что это за птица.
Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова. Вот, например как в такой игре водящий описывает журавля.
Водящий: Есть у меня птица
Вот такая, вот такая!-
показывает руками, какой величины у него птица.
Все играющие говорят:
Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий: Крылья у птицы
Вот такие, вот такие!
И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.
Все играющие говорят: Летит, летит птица,
К нам летит!
Водящий: Клюв у этой птицы
Вот такой, вот такой!
Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он говорит, где живет птица, чем питается и т. д., и заканчивает вопросом: «Что это за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!» Тот, кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к: другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отгадывать только один раз.
Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону; петуха, гуся.
Дидактическое упражнение : «Лесные песни»
Цель: Способствовать развитию творческой активности, умение мыслить, анализировать, сопоставлять.
«Подскажи словечко»
Голубь – (воркует).
Кукушка – (кукует).
Утка – (крякает).
Гусь – (гогочет).
Соловей (свищет).
Филин – (ухает).
Журавль – (курлычет).
Сорока – (стрекочет).
Ворон – (каркает).
Воробей – (чирикает).
Синица – (пищит).
Словесные упражнения
Ответь на вопросы
• Какие птицы зимуют в наших краях?
(Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)
• Какие птицы прилетают к нам с севера?
(Снегирь, свиристель.)
• Какие птицы улетают зимовать в теплые края?
(Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)
• Зачем журавлю длинные ноги?
• Зачем клесту крестообразный клюв?
• Какая птица охотится ночью?
• У какой птицы зимой появляются птенцы?
• Какую птицу называют самым лучшим певцом?
• Какую птицу называют «ледоломкой»?
• Какую птицу называют «лесной газетой»?
• Каких птиц называют «березовыми птицами»?
• Птенцы каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?
• Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?
• Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?
• Какие птицы танцуют весной?
Закончи предложения
Воробей маленький, а журавль.
Ворона большая, а синица.
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у трясогузки.
У дятла клюв длинный, а у снегиря.
Утка серая, а лебедь.
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
Снегирь малоподвижный, а синица…
Клест нарядный, а воробей…
Синицы высиживают птенцов летом, а клест…
Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Про кого из зимующих птиц можно сказать :
мой (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь,
моя (ворона, синица, свиристель, овсянка,
мои. Вы запомнили, кто как поет?
Почему в народе говорится:
• Лес без птицы и птицы без леса не живут.
• Знает птица, что без Родины не годится.
• Всякая птица своим пером гордится.
• Всякая птица по-своему поет.
• Всякая птица своим клювом сыта.
• У каждой пташки — свои замашки.
• Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.
• Вороне соколом не быть.
• Вороненку гнездо — родимая хата.
• Мала синичка, да коготок остер.
• Немного синица ест, пьет, да весело живет.
• Сорока без причины не стрекочет.
• Сорока весть на хвосте принесла.
• Пируют в ночи совы да сычи.
• Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
• Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.
• Соловей берет пением, а человек— умением.
• Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.
• Кукушка кукует, по дому горюет.
• Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.
• Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.
• Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.
• Грудь лебединая, походка павлиная.
• Журавль прилетел и тепло принес.
• Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.
Игра в слова
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице. утке).
Объясните выбор каждого слова.
Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.
Комментарий для взрослых: После игры для активизации памяти и речи детей можно предложить им следующие задания:
Вспомните, некие слова, подходящие воробью (вороне, дятлу, синице. утке, вы слышали?
Были названы различные слова. Одни описывают птиц и отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?" — это слова, обозначающие признаки, другие отвечают на вопрос "Что делает?" — это слова, обозначающие действия, третьи отвечают на вопросы "Кто это?", "Что это?" — это слова, обозначающие предметы.
А теперь давайте еще раз вспомним и назовем:
"Кто, какой?" (воробей, ворона, дятел, синица. утка);
"Кто, что делает?;
"Кто, где живет?"
Учись сравнивать.
• Где зимуют синица и трясогузка?
(Синица в наших краях, трясогузка улетает на юг.)
• В какое время суток добывают себе корм ворона и сова?
(Ворона — утром и днем, а сова — ночью.)
• Кто раньше улетает на юг — трясогузки или утки? Почему?
(Трясогузки улетают в конце лета, когда становится холоднее, насекомые прячутся; а утки улетают, когда начинают замерзать водоемы, до этого времени корма им хватает.)
• Какой клюв у дятла и у клеста?
(У клеста — крестообразный, у дятла - большой, крепкий.)
• Чем питаются зимою снегири и клесты?
(Снегири — семенами растений и ягодами рябины, клесты — семенами еловых и сосновых шишек.)
• Чем питаются зимой свиристели и снегири?
(Ягодами рябины, семенами растений.)
• Чем отличаются гнезда кукушки и соловья?
(Кукушка не вьет гнезда.)
Четвёртый лишний.
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
• медведь, дятел, лось, барсук;
• сорока, скворец, курица, журавль;
• ворона, синица, воробей, соловей;
• синица, скворец, трясогузка, утка;
• сова, снегирь, дятел, сорока;
• воробей, соловей, ворона, кукушка
(не вьет гнезда);
• сорока, синица, клест,
(появляются зимой птенцы)
Рассказ – описание по плану.
1. Как называется птица?
2. Внешний вид, особенности строения частей тела (клюв, хвост и т. д.).
3. Чем питается? (На кого охотится)
4. Где проводит зиму? (Зимующая, перелетная, пролетная.)
5. Дополнительные сведения о повадках, образе жизни птицы, известные детям.
Комментарий для взрослых: при описании ещё раз обратите внимание на приспособление птиц к среде обитания (маскировочная окраска, строение тела, поведение).