Елена Андреева
Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников - одна из первоочередных задач современной школы - добиваться глубоких и прочных знаний, предусмотренных программами; научить каждого учащегося рационально пользоваться ими; овладевать соответствующими умениями и навыками. Следовательно, перед педагогической наукой и школьной практикой стоит актуальная проблема разработки путей интенсификации всего процесса обучения, и ведущее место здесь занимают дидактические игры.
Публикация «Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников» размещена в разделах
Начальная школа закладывает основы всестороннего развития детей. Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности.
Хороший урок, констатирует педагогическая наука, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитие не может происходить без эмоционального проявления познавательной потребности, проявлению которой в большой степени способствуют занимательные дидактически игры и упражнения. Еще К. Д. Ушинский, подчеркивая важность применения занимательных упражнений, писал: ". чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными - вот задача первоначального обучения".
В справедливости этих слов сегодня убеждаются педагоги, психологи, методисты, учителя.
В жизни дошкольников игра занимает большое место. Через нее они познают окружающий мир, получают знания о различных предметах и явлениях, овладевают речью в общении с другими людьми. С поступлением в школу доминирующей становится учебная деятельность, но дети по-прежнему с большим интересом относятся к разным играм, головоломкам, кроссвордам. Их привлекает сам процесс игры, потому что здесь они чаще могут проявить активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Игра активизирует волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей, дисциплинирует. Увлеченные игрой, дети легче усваивают программный материал, закрепляют его, приобретают определенные знания, умения, навыки. В игре они добиваются порой самых высоких для себя результатов.
Игра — привычный вид деятельности для детей младшего школьного возраста. Они активно включаются в интересную игру, распределяя между собой роли в ней, стараются достичь лучших результатов, радуются победе, огорчаются из-за поражений. Дети живут игрой. Учителю необходимо широко использовать этот интерес, поставить его на службу учебному процессу, развивать в игре творческий потенциал каждого ученика.
Необходимо отметить, что творчески относящийся к своему делу учитель видит в ученике не только объект воздействия, сколько партнера, союзника по творческому процессу. А ведь именно игра может помочь создать в классе атмосферу партнерства и взаимоуважения, укрепить веру ребенка в собственные силы, дать почувствовать вкус победы, как личной, так и коллективной.
Игра — это прерогатива и территория детства, один из основных видов деятельности ребенка, который в школе активно и не всегда оправданно вытесняется трудом и учением.
Игра как педагогический феномен характеризуется тем, что, оставаясь отдыхом и развлечением, она всегда перерастает в обучение, творчество, в модель типа человеческих отношений. Развивающие и воспитывающие ресурсы игры настолько огромны, что на фоне этих возможностей игру можно отнести к малоиспользуемым в современной воспитательной практике средствам.
Особенность игровой деятельности состоит в том, что личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь игры с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, потребность детей в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности.
Игра позволяет создать обособленное пространство для «внутренней социализации» каждого ребенка (Л. С. Выготский) стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности.
"Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли", - писал А. С. Макаренко. Вот почему игры и игровые упражнения должны занять прочное место и в процессе обучения, и в воспитательной работе.
Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка, в течение всего урока поддерживать его внимание. Недаром говорят: "Шутка - минутка, а заряжает на час".
Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету.
Наличие различных по сложности, форме и содержанию игровых упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень знаний отстающих.
Требования к организации и проведению дидактических игр
Проведение игры требует от учителя большого мастерства: он должен доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом игры, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на это внимание.
В игре должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные должны выполнять роль контролеров, судей, учителя, используя при этом средства обратной, связи. Характер деятельности учащихся зависит от места" игры на уроке, в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока (сообщение, закрепление, систематизация) и на уроке каждого типа.
Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должны быть продуманы практические действия детей с группами предметов или рисунков.
При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются математические законы и вычислительные навыки.
В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.
При подведении итогов соревнования следует обращать внимание на дружную работу участников команд, что будет способствовать формированию чувства коллективизма.
Учитель должен отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки, сказать ребенку, что если он еще не стал капитаном в игре, то непременно им станет, если, конечно, будет стараться.
Чтобы не нарушать впечатления от игры, ошибки учащихся нужно анализировать не по ходу игры, а в конце.
Выполняя все эти требования, учитель может добиться сознательного и прочного усвоения знаний, причем без особых усилий и напряжения со стороны детей.
Для раскрытия личности ребенка весьма важно найти системообразующий компонент. В качестве такого механизма ученые выделяют познавательную самостоятельность, которая, являясь интегральным показателем развития ребенка в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.
Известно, что на развитие познавательной самостоятельности ребенка оказывает влияние множество факторов: стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами ученые и педагоги-практики выделяют среду — окружение, в котором пребывает ребенок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л. П. Буева, Л. И. Новикова, В. А. Петровский).
Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создает игровая среда. Игра включает в себя компоненты структуры самодетерминированной деятельности (С. Л. Рубинштейн). Игровые действия ребенка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании.
Кроме того, игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность.
Виды игр
По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, учитель говорит: "Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже - красный квадрат и т. д. ". Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?
Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.
В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия "вверху", "внизу", "слева", "справа", "между", которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.
В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.
В первые месяцы обучения в 1-м классе дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков и навыков правописания.
Любимая детьми игра этой группы "Охота на лис"; в ней они должны определить, как спортсмен-охотник движется к финишу.
Можно проводить и другие игры, аналогичные данной: "Определи курс движения самолета", "Какие станции и в каком порядке проезжает поезд (пароход)", "Лабиринт", "Как добраться до вершины".
Игры, которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся.
К ним можно отнести: "Я - учитель", в которой ребята проверяют выполненную кем-то работу, "Контролер".
Детям раздаются карточки: на уроке математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ примера совпадаете номером автобуса, значит, он его пассажир. На уроке русского языка - со словами: дети должны найти орфограмму и правильно вписать буквы.
Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
Например, игра "Числа-перебежчицы". Из одного примера на сложение (5+4=9) сделать еще один (4+5=9, а к ним дописать два примера на вычитание (9-4=5; 9-5=4).
Игра "Придумай слова из данных букв" (о с к о л - сокол, колос, кол, лоск, скол, сок).
Игра "Подбери ключ". Дается группа примеров (слов). Дети должны вывести закономерность, которая и является ключом к данному заданию.
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.