Оксана Иванова
Игры-драматизации как средство развития речевой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и совершенствование системы обучения русскому языку как средству межнационального общения является частью общего воспитательно-образовательного процесса в национальных дошкольных учреждениях Республики Саха (Якутия). В нашей Республике живут и трудятся представители многих национальностей и все они общаются друг с другом на русском языке. Якутское население становится двуязычным. Указом Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. был введен устный курс по русскому языку для детей в старших и подготовительных группах национальных детских садов, где рекомендовано на занятиях по устному курсу обучения русскому языку проводить практическим путем - без чтения и письменных форм работы.
Публикация «Игры-драматизации как средство развития речевой деятельности» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Основной задачей обучения русскому языку является формирование и развитие первоначальных умений и навыков владение русским языком в устной речи. Приобщение детей к русскому языку намного облегчает процесс овладения им в школе.
Проведение занятий по усвоению устной речи дошкольникам – дело исключительно трудное. Занятие требуют от воспитателя особенно серьезного отношения, тщательной подготовки, неистощимой изобретательности и находчивости. Главное в проведении устных упражнений по русскому языку - это интерес детей к ним. Только при соответствующем интересе вырабатывается у детей прочные речевые навыки, а также развивается постоянное стремление к усвоению новых знаний.
Основная цель занятий по русскому языку:
- научить детей слушать и понимать русскую речь,
- отвечать на вопросы и самим задавать вопросы о знакомых предметах и явлениях окружающей действительности;
- научить произносить правильно русские слова и простейшие фразы.
Ни в какой другой деятельности ребенка не проявляется столько настойчивости, неутомимости и интереса, как в игре. При проведении занятий я использую такие методические приемы, как ролевые игры, инсценировки, заучивание песен, потешек, считалок, выполнение указаний воспитателя и комментирование своих действий, работа с картиной. Эти приемы способствуют накопление элементарного запаса русских слов.
Вхождение ребенка-якута в мир русской речи направлено на первоначальное восприятие речи за счет слушания, рассматривания русских народных сказок с одновременным рассматриванием книжек-малюток. Обучение русскому языку представлялось как обучение языку русского народа – народа со своеобразным фольклором, обычаями и традициями. Именно фольклор – прекрасная народная мудрость – закладывает основу для воспитания любви к художественному слову и как говорил А. С. Пушкин: - «совершенного знания свойств русского языка». Поэтому надо дать возможность, каждому ребенку нарядившись в русский национальный костюм подыграть песню на народных инструментах: деревянных ложках, бубнах, трещотках, чтобы каждый ребенок постепенно осознал, что культурное наследие любого народа по-своему красиво, самобытно и неповторимо.
Необходимым условием накопления русских слов у ребенка является речь окружающих людей, которой он старается подражать. Но восприятие русской речи, особенно если она звучит редко, еще не дает ребенку умения пользоваться ею в общении с окружающими. Для лучшего усвоения русских слов и элементарной русской речи вводим разнообразие речевой практики, которую осуществляем через специальные упражнения обучающего характера на занятиях, а также в общении детей друг с другом во время игр, развлечений, труда. На занятиях по русскому языку в подготовительных группах должно быть усвоено около 300 слов.
Программа, учитывая характерную особенность детского мышления – конкретность, предусматривает накопление в языке детей – шестилеток таких слов, которые можно демонстрировать наглядно, а именно названия игрушек, посуды, пищи, обуви, одежды, животных, частей тела человека и пр. В словаре значительно преобладают слова с конкретным значением. Расширение запаса слов должно произойти и за счет обогащения действий и процессов, глаголами, которых в программе более 50. Лексика занятий по русскому языку для детей 6 лет включает в себя и слова, обозначающие названия качества предметов, т. е. прилагательных, некоторых количество местоимений, числительных и наречий, а также предлогов. Наряду с усвоением слов, которыми дети должны научиться пользоваться в своей речи, они, комментируя свои действия, слушая речь воспитателя, разучивая песни и стишки, усваивают значительное количество слов, составляющих пассивный словарь. Накопление активного и пассивного словаря, усвоение простых, а затем достаточно сложных грамматических структур, умение слушать и понимать других, самостоятельно строить нужные предложения – необходимые условия, с помощью которых практические действия превращаются в сложное по структуре умственных действий. Все новое, что узнает ребенок в процессе обучения второму языку, сравнивается, сопоставляется и противопоставляется с тем, ребенок знает и умеет на родном языке. Я объясняю новое слово, используя главным образом наглядность. Для объяснения семантики слов использую другие приемы, например, объяснение слова при помощи подбора антонима, узнавания смысла слова по контексту. Все эти приемы обеспечивают успешное проведение занятий по русскому языку. В тех случаях, когда наглядный способ объяснения окажется невозможным, новое слово переводится на якутский язык.
Я остановлюсь на важном приеме развития русской речи, как игры-драматизации, которые представляют собой самый частый и распространенный вид детского творчества.