Татьяна Тарасова
Игры для тренировки самоконтроля у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для тренировки самоконтроля у детей дошкольного возраста
Л. Н. Толстой верно писал про счастливые семьи. Они похожи друг на друга, и только несчастья делают их особенными, отличающимися от прочих. Таким образом и все нормально развитые дети похожи. Отличают детей друг от друга проблемы, возникающие в процессе развития, индивидуальные особенности, которые затрудняют учебу, общение детей с окружающим миром и становятся причиной многих конфликтов. Так же все дети похожи тем, что у них существуют этапы работы с информацией по схеме «ввод-обработка-вывод» как и компьютер. Чем же дети отличаются в рамках предложенной простой схемы? А вот эти-то различия и оказывают существенное влияние на поведение детей и, следовательно, могут лежать в основе объяснения причин многих проблем.
Публикация «Игры для тренировки самоконтроля у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. При работе «ввода», т. е. в умении воспринимать информацию мы отмечаем детей : визуалов, аудиалов, кинестетиков. В жизни редко встречаются «чистые» визуалы, аудиалы, кинестетики, чаще в детях «смешаны» все три типа.
2. Сбои в обработке информации. Например:
информация не воспринимается, ребенок не услышал, не увидел, не почувствовал. Чего же ждать на выходе?;
информация была воспринята, но возникла проблема с ее обработкой, и на выходе значит будут проблемы;
информация получена, обработана, но выводится крайне медленно.
В чем причина неполадок в их работе? Надо разбираться! Из своего опыта работы воспитателем в детском саду я часто прибегала к советам детского психолога А. С. Валявского «Оздоравливающие учебные игры» (Практикум) и хочу отметить, что особые проблемы у детей возникают с работой самоконтроля, самоуправления. Маленькие дети неизбежно получают от взрослых различные указания. Однако, по мере взросления, родители обязаны предоставлять своим детям все большую и большую свободу действий для того, чтобы подготовить их самостоятельной жизни. В норме команды взрослых должны смениться на внутренние команды ребенка, которые он отдаст сам себе. Но в жизни это происходит не всегда и ребенок не способен действовать самостоятельно без команды. Для тренировки самоконтроля предлагается простая игра «Замри-отомри». Условия этой игры знают все, но я предлагаю изменить ее правила: предложите ребенку самому себе давать команды «замри» и «отомри». Чаще ребенок с трудом выполняет команды и начинает двигаться, а уже потом дает команду «отомри» и наоборот. Необходимо, чтобы кто-то следил за нарушениями правил и объяснял их. Ежедневная непродолжительная игра в «Замиралки» уже через несколько дней даст свои положительные результаты. Хочу предложить еще одну игру «Держи себя в руках». Перед началом игры ребенок должен сказать твердым голосом «Я готов». Объявляются правила! На чистый стол взрослый выставляет различные интересные для детей предметы, но ребенок должен устоять перед искушением схватить какой-нибудь из них. По правилам можно уговаривать и предлагать взять что-то, но ребенок, не обладающий должным самоконтролем, обязательно проиграет. Тренировка также дает свои результаты. Игра «Урок» не сложная и детям подготовительного возраста очень нравится. Вместо звонка используется колокольчик. Предложите детям со звонком войти в воображаемый класс. На доске не сложное задание, которое нужно переписать в тетрадь. А во время выполнения воспитатель объявляет, что он уже не воспитатель и принимает роль «Вреднюки», одевает отвлекающую маску, и всячески пытается мешать детям в работе, включите свою фантазию. Время вышло, раздается звонок, воспитатель превращается вновь в свой образ. Постарайтесь подвести итоги выполненных заданий, но не говорите ребенку, что он проиграл. Это всего лишь тренировка, где нет проигравших. Победить можно только себя! Дайте ребенку возможность все-таки закончить задание и самому себя проверить. Нередко ребятам с неразвитым умением управлять самим собой бывает трудно долго слушать пояснения взрослого. Они быстро теряют нить внимания, отвлекаясь на посторонние звуки, предметы и др. детали. Но вот так в игре и тренируясь можно добиться удивительных результатов. Желаю всем педагогам творческих успехов!