Анита Бадалян
Игры по развитию произвольности, самоконтроля и волевой регуляции поведения
▼ Скачать + Заказать документы
• Игровое упражнение "Ловим комаров".
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивному ребенку подвигаться в свободном ритме и темпе.
Описание задания: Скажите ребенку "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку, и к нам в комнату налетело много комаров. По команде "Начали!" мы будем ловить комаров. Вот так! Родитель в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме. По команде "Стой!" мы должны сесть вот так: родитель показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готов? "Начали!". "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опусти расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь - снова за работу!"
Публикация «Игры по развитию произвольности, самоконтроля и волевой регуляции поведения» размещена в разделах
• Игровое упражнение «Королевская битва».
Цель: овладение умением действовать по правилу, развитие произвольного контроля над своими действиями, снятие физической агрессии, мышечного и эмоционального напряжения.
Описание задания: Понадобятся листы бумаги, скомканные в шарики, количество шариков должно быть одинаковым. Родитель предварительно готовит площадку для игры, в середине площадки он размечает так называемую нейтральную полосу. Задача игроков - закидать команду противника шариками. Заступать на нейтральную полосу нельзя. Шарики, брошенные и попавшие на вашу территорию, нужно перебрасывать обратно, побеждает та команда, на территорию которой останется меньше шариков.
• Упражнение "Шалуны".
Цель: развитие произвольной регуляции.
Описание задания: Родитель по сигналу (колокольчик или хлопок в ладоши и т. д.) предлагает ребенку пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу родителя все шалости должны прекратиться. Упражнение повторяется несколько раз.
• Упражнение "Мельница".
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Описание задания: Предложите ребенку стоя делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное.
• Упражнение "Руки-ноги".
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы.
Описание задания: Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ноги вместе - руки врозь.
Ноги врозь - руки вместе.
Ноги вместе - руки вместе.
Ноги врозь - руки врозь.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
• Дыхательное упражнение.
Описание задания: Сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Руки медленно поднять через стороны вверх. Задержать дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а. Руки медленно опустить. Вдохнуть. Руки медленно поднять до уровня плеч через стороны. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком о-о-о, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленно и глубоко вдохнуть. Руки поднять до уровня груди. Задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком у-у-у. Руки опустить вниз, голову на грудь.
• Игровое упражнение «Тише едешь, дальше будешь».
Цель: развитие умения управлять движениями и контролировать своим поведением, воспитывать выдержку.
Описание задания: Родитель и ребенок выстраиваются в одну линию и по команде родителя очень медленно двигаются до линии финиша. Побеждает тот, кто приходит к финишу последним. Правила игры : запрещается останавливаться и топтаться на одном месте.
• Игровое упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки».
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции поведения, навыков произвольного поведения.
Дидактический материал:3 силуэта ладоней вырезанные из картона.
Описание задания: Ребенку предлагается три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда родитель поднимает красную ладонь - «кричалку» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка»- можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка»- синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру нужно «молчалками».
• Игровое упражнение «Праздничный салют».
Цель: снижение агрессии, повышение настроения, снятие нервно психического напряжения.
Материал: листы бумаги для родителей и ребенка.
Описание задания: Родителю и ребенку предлагается лист бумаги и пытается изобразить с его помощью свое состояние, настроение. Бумагу можно рать, мять, жевать. Нельзя лишь на ней рисовать. По сигналу родителя каждый передает свое настроение. Тот тоже делает с бумагой соседа что-нибудь и по сигналу опять передает. Желательно, чтобы после завершения упражнения от листа бумаги остались лишь мелкие кусочки. Предлагается сделать из них праздничный салют.