оксана виноградова
Игры для развития сенсомоторной деятельности и речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития сенсомоторной деятельности и речи у детей.
Мелкая моторика – это способность человеческих пальцев и кистей выполнять точные, мелкие движения, благодаря скоординированным действиям нервной, мышечной и костной систем. Учёными уже давно доказано, что примерно треть площади коры головного мозга, которая отвечает за двигательную проекцию, занимает проекция именно кистей рук. Она расположена очень близко к речевой зоне, что позволяет утверждать об их связи. Чем больше развита моторика, тем более развит артикуляционный аппарат, который можно считать органом речи. Именно поэтому тонкие движения пальцев существенно влияют на развитие и формирование речи у малышей. Чтобы ребёнок скорее научился говорить, необходимо развивать движение пальцев. Для повышения эффективности коррекционной работы с воспитанниками в ДОУ, в своей практике использую игры, игры-упражнения, направленные на развитие сенсорных и моторных функции, что помогает в развитии психических процессов и функций более высокого порядка: внимание, память, мышление, речи. Для развития сенсомоторной деятельности использую задания и упражнения, которые задействуют и укрепляют мозг, одновременно активируя наше тело и наши чувства, что позволяет улучшить координацию движения, чувства равновесия, тонуса мышц. Игры и упражнения можно использовать в любой удобный режимный момент (перед едой, перед началом образовательной деятельности, на прогулке летом).
1. Игра «коврик умница поговорим"
Поле содержит множество простых и знакомых сюжетов, которые можно обсуждать, рассматривать, сочинять свои сказки и истории. На одной стороне поля изображена Деревня: фрукты, овощи, объекты природы. Эта сторона может заменить любые логопедические карточки: разных предметов - так вы поможете ребёнку заговорить быстро, правильно, красиво. С помощью сада-огорода вы научите ребёнка ориентироваться в пространстве, объясните, что такое вверх, вниз, вправо и влево, познакомите малыша с цветами и фигурами. Закрепить понятие один – много.
2.«Игры-ходилки»
Ход игры: ребенок устанавливает пальцы на островки. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам, не отрывая пальцы от другого островка.
Правила:
1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
2. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
3. шагать указательным и средним пальцем, большим и мизинцем, безымянным и указательным и т. д.
4. сначала одной рукой, потом другой.
«Путешествие пальчиков»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Задачи: Образовательные – учить правильно, выполнять движения в соответствии с текстом;
- закрепление ранее полученных знаний детей.
Развивающие - развивать навыки общей моторики, используя разные материалы;
- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение; продолжать развивать и активизировать речь с помощь фольклора (пальчиковых игр);
- формировать правильную артикуляцию и четкое произношение слов;
Воспитательные: - воспитывать интерес к пальчиковым играм; - воспитывать умение слушать других, не перебивая; доброту и отзывчивость.
Используя пособие можно решать задачи по образовательным областям:
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие».