Елена Рушина
Игры для развития речи у младших дошкольников (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития речи у младших дошкольников (3 – 4 лет) (часть 1)
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.
Публикация «Игры для развития речи у младших дошкольников (часть 1)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
«Колючие слова» Игра обогащает словарный запас ребенка, активизирует его речь; формирует наглядно образное мышление, понятийное мышление
Как играем: прочитайте строки стихотворения:
. Мне говорили как-то,
И вот забыл я все ж:
Какое слово кактус,
Какое слово еж?
Ах, да! Ну-ну! Конечно! Колючие слова!
И гвоздь, пила, иголка — Колючие слова!
Спросите у ребенка: а какие колючие слова ты знаешь? (Комар, укол.) А какие круглые слова ты знаешь? (Шар, мяч, часы, луна.) Ну а какие холодные слова ты знаешь? (Мороз, снег, лед, Дед Мороз.) Покажите «колючие слова» (растопырив пальцы, круглые (сомкнуть большие и указательные пальцы обеих рук, получится круг, «холодные» слова (обнять себя руками). Можно придумать «теплые» слова (батарея, чай, солнце, «ласковые» слова, «летние» и многие другие.
Закрепляем: в магазине, в очереди можно играть в «продуктовые» слова, «обувные» слова, на улице — в «транспортные» слова, «осенние» слова и т. д.
«Музыкальные слова» Игра учит делить слова на слоги, развивает чувство ритма
Как играем: в дождливую погоду, чтобы поднять настроение и себе, и ребенку, пойте знакомые песенки, прохлопывайте слова по слогам, сохраняйте ритм песенки. Выбирайте ритмически несложные мелодии, например: «Вот оно какое, наше лето.», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой.». Вы хотите устроить домочадцам концерт народного творчества? Пропойте песню, прохлопывая ритм слов ложками. На каждый слог слова — хлопок ложки об ложку. А может, ударять ложкой по стакану, бутылке? Решать вам. Все будут рады принять участие в концерте. Здесь ошибиться нельзя, сразу послышится сбой в песне. Попробуйте, удачи вам!
«Кто что делает» Игра помогает пополнить словарный запас глаголами настоящего времени; формирует наглядно— образное мышление Необходимый инвентарь: карточки с изображением людей различных профессий. Как играем: покажите карточку, например, врача, спросите: «Что он делает?» Слушает, лечит, записывает, смотрит и т. д. Повар — варит, режет, солит и т. д. А что делает шофер, а тот, кто делает рекламу? и др. Не забывайте про карточки-опоры. Закрепляем: играем на кухне. У вас открыт кран? Что делает вода? (Бежит, льется, капает и т. д.) Что делает холодильник? (Морозит, сохраняет, гудит и т. д.) Вы в зоопарке? — Что делает заяц? Медведь? А в магазине? — Что делает продавец? Меняйтесь ролями, чаще играйте в эту игру. Вы заметите, как пополнится словарный запас вашего ребенка.
«Качественные слова» Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр. Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы. Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он? Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая. Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный. Мишка — пушистый, мягкий, теплый и. смешной. Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий и. красивый и т. д. Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает. Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина, металлическая, едет, гудит и т. д. Кто больше назовет слов, то и победил. Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.
«Вот такие мы – антонимы» Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует нагляднообразное мышление. Скажу я слово «высоко», А ты ответишь —. (низко). Скажу я слово «далеко», А ты ответишь —. (близко) Как играем: расскажите ребенку стихотворение: Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: холодный — горячий, один — много, зима — лето, круглый — квадратный и т. д. Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями. Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам. Закрепляем: предложите ребенку вспомнить слова, характеризующие, например, человека: храбрый — трусливый, добрый — злой; материал: дерево — камень, стекло — железо; вода — лед и т. д.
«Объединяй-ка» Игра учит употреблять в речи слова — понятия; формирует наглядно — образное мышление Необходимый инвентарь: картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д. Как играем: выложите перед ребенком на столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы и т. д. Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом — обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь? Так можно играть с различными понятиями: времена года, части суток, растения и т. д. Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите: «Фрукты», — ребенок их перечисляет. Усложняем: выбирайте сложные слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.)
«Грамотная страна» Игра учит правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах Необходимый инвентарь: книга «Мама и детки» или картинки с изображением животных и их детенышей.
1 Вариант
Как играем: покажите ребенку картинку: это кто? Слон (слониха). А как зовут его детеныша? Слоненок. Собака — щенок. Воробей — воробышек. Олень — олененок. А как зовут детенышей овцы, коровы? И т. д.
2 Вариант
Покажите ребенку другие картинки: «Как их называют?» — Слоненок. А много? — Слонята. Теленок — телята, верблюжонок — верблюжата и т. д.
Закрепляем: поиграйте в игру «Кого не стало?». Положите на стол картинки с изображением, например, козлят и козленка. «Кто это?» — Козлята, козленок. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одну картинку. «Кого не стало?» — Козлят и т. д. Играйте в такую игру в зоопарке, у бабушки в деревне: там много животных, птиц.
«Рифмоплет» Игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство ритма
Как играем: предложите поиграть в игру «Поэты». Например, взрослый говорит: «Саша», — а ребенок: «Каша»; взрослый говорит: «Ушко», — а ребенок: «Подушка». Внимание: здесь важна рифма, а не смысл. Поощряйте ребенка. Меняйтесь ролями. Берите слово, на которое можно подобрать много рифм, например: лягушка — кадушка, квакушка, поскакушка и т. д. Если рифмы иссякнут, берите другое слово. Сочините с ребенком короткое стихотворение: На суку сидели две тетери,
Улетели — прилетели.
Лето красное пришло,
Много ягод принесло. И т. д.
Закрепляем: играем на кухне, вы говорите: «Ложка», — ребенок подхватывает: «Кошка», — далее: «морошка», «плошка», «картошка»; или: молоко — утекло — стекло. На улице: лето — конфета, цветок — поясок, руль — патруль, сиденье — варенье и т. п.
Посмейтесь вместе с ребенком: Муха села на варенье. Вот и все стихотворенье. Интересные рифмы записывайте.