Анна Пономарева
Игры для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на закрепление и активизацию словаря (старший дошкольный возраст)
«Кто больше слов найдет»
Цель: Называть качества, признаки и действия животных и птиц, обращая внимание не только на внешний вид, но и на поведение.
Игровое правило: использование глаголов, существительных, прилагательных для характеристики персонажа. Победит тот, кто больше слов найдет.
Дидактический материал: картинки животных (белка, заяц, лиса, медведь, петух, волк, еж, собака, кошка)
Ход игры:
Публикация «Игры для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Взрослый показывает ребенку картинку, например, белочку и предлагает рассказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха;
мышонок — с длинным хвостом, любопытный, шустрый, боится кошку (и. т. д).
«Угадай предмет»
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры: Взрослый раскладывает перед ребенком картинки с изображением частей одного предмета, ребенок должен отгадать предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
«Запоминай-ка»
Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухо - речевую память.
Материал: Карточка с рядами слов (для воспитателя)
Ход игры: Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики.
Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
«Рыбы, звери, птицы»
Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».
Ход игры: Все становятся в круг, ведущий ходит внутри круга и громко, не спеша, говорит: «Рыбы, птицы, звери. Рыбы, птицы, звери».
Неожиданно останавливается перед кем-нибудь и, указывая на него пальцем, говорит: «Звери» (или: «Птицы»). Затем отсчитывает 5—7 хлопков. Если вызванный успел за это время назвать зверя (медведь, волк, лиса, он получает фант. Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. Он становится ведущим.
Упражнения на формирование грамматически правильной речи.
Тематический цикл «Осень» старший возраст
1. Игра «Назови ласково» - на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Туча - тучка.
Солнце -. Дождь -. Ветер -.
2. Игра «Закончи предложение» - на согласование глаголов настоящего времени с существительным в единственном и множественном числе.
Дождь идет, дожди. (идут)
Лист падает, листья.
Цветок вянет, цветы.
Птица улетает, птицы.
Ветер дует, ветры.
Дожди идут, дождь. (идет)
Листья падают, лист.
Цветы вянут, цветок.
Птицы улетают, птица.
Ветры дуют, ветер.
3. Игра «Ответь на вопросы» - упражнять в образовании прилагательных от существительных.
День, когда идет дождь, какой? -. (дождливый)
День, когда дует ветер, какой? -.
Дождик, который идет осенью, какой? -.
Погода, когда часто идут дожди, какая? -.
Погода, когда часто дуют сильные ветры, какая? -.
Погода, которая бывает осенью, какая? -.
4. Упражнение «Посчитай» - на согласование числительных с существительным.
1 лужа, 2. , 3., 4., 5.
1 лист, 2. , 3., 4., 5.
1 туча, 2. , 3., 4., 5.
5. Игра «Найди ошибки» - на развитие слухового внимания.
Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Дикие животные не делают запасы корма.
Упражнения для развития у детей речевого дыхания
1. «Бабочка»
Цель: Развитие целенаправленного плавного выдоха.
Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку:
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки-
На березовой ветке!
Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом, чтобы она «полетела».
2. «Запасливые хомячки»
Цель: Тренировка носового дыхания, смыкания губ, координации движений.
Материал: два стула, листы бумаги, 4-5 фантов.
Содержание: Педагог рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы пищи за щеками. Затем предлагает перенести через болото зерно. Необходимо от стула до стула («болото», шагая по листам бумаги, преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается тем же путем обратно. Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Педагог следит за точностью выполнения задания и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился на «кочках».
3. «Волшебные заклинания»
Цель: Развитие фонационного дыхания.
Содержание:
Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА.
Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО.
Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ
Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ
Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ
Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.
Педагог обращает внимание на правильность дыхания, слитность произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон, артикуляцию.
Упражнения для развития у детей речевого слуха
1. «Угадай, чей голосок»
Цель: Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Содержание: Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его позвал. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребёнок остаётся в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Игра повторяется несколько раз.
2. «Кто внимательный?»
Цель: Развитие речевого слуха и фразовой речи.
Материал: Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т. п.
Содержание: Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличиваетс от 3-4 до 5-6 м. Выявляются победители.
3. «Запомни и повтори слова»
Цель: Способствовать накоплению словарного запаса и, как следствие, развитие памяти.
Для этой игры готовятся фанты, это могут быть либо звездочки, вырезанные из бумаги, флажки и т. п. Перед началом упражнения детям раздают несколько штук фантов. Затем воспитатель объясняет детям ход игры.
Содержание: Воспитатель произносит несколько слов подряд (5—6 слов, а дети должны их повторить в той же последовательности как их называл воспитатель. Если ребенок ошибается при повторении, т. е. поменяет их местами или же забудет совсем, то это уже считается проигрышем и ребенок для того, чтобы дальше остаться в игре, отдает один свой фант. Выигрывает тот ребенок, у кого осталось больше фантов.
4. «Будь внимателен»
Цель: расширять словарный запас детей и учить правильно отождествлять предмет с его действием.
Содержание: Педагог объясняет детям ход данного упражнения: когда он скажет неправильно, то тогда руки поднимать не нужно, иначе это будет считаться ошибкой. Дети рассаживаются на стульчики, успокаиваются и начинают внимательно слушать воспитателя. Педагог садится напротив детей так, чтобы его было видно всем. И начинает вначале медленно, четко проговаривая каждую фразу, произносить: “Машина едет” (дети поднимают руки). Далее: “Ворона летит, собака лает и т. п. ”. Затем воспитатель начинает “путаться”, например: “Корова лает, лошадка летит и т. п. ”, здесь дети, которые слушали внимательно, не должны поднимать рук, так как фраза не верна. Когда дети усвоят проведение данного упражнения, его можно усложнить, т. е. быть ведущим предложить ребятам.