Ольга Осипова
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому я решила провести углубленную работу по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим мы будем воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.
Значение развития мелкой моторики очень велико :
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать для них новое применение. В продаже есть готовые игры с предметами для развития мелкой моторики, но в основном они стоят недешево, поэтому в своей практике я начала использовать игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Я предлагаю игры, сделанные своими руками с использованием нестандартного оборудования (счетные палочки, прищепки, крышки, резинки, скрепки, карандаши и др.).
1. Игровое пособие «Веселые пальчики». Используя пособие, мы развиваем мелкую моторику пальцев; учим детей самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, плести косы, учим работать с различными видами застежек. Так дети овладевают навыками самообслуживания и ухода за собой.
2. Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Д/и «Кто что ест?» - развивает внимание, память. Веселую игру можно превратить в обучение, а чтобы дети лучше запомнили материал, игра сопровождается короткими стихами – это позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
3. Игры с крышками – также развивают сенсомоторную координацию и мелкую моторику. Д/и «Подбери по цвету» - закрепление основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный). Д/и «Светофор» - учить детей различать световые сигналы светофора, учить элементарным правилам поведения на улице.
4. Игры со скрепками и резинками развивают мелкую моторику, усидчивость, фантазию. Д/и «Подбери грибок». Цель – развитие глазомера, знакомство с понятиями: «большой-маленький», «один-много», закрепление основных цветов. Д/и «Одень резинку на гвоздики» - дети учатся составлять различные геометрические фигуры, развивается фантазия.
5. Выкладывание из счетных палочек. Дети учатся конструировать по образцу, манипулируя мелкими деталями.
6. Игры с шестигранными карандашами позволяют не только разминать пальчики, но и подготавливают руку ребенка к письму. Пальчиковые игры с карандашами также сопровождаются стихами.
7. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений. Для растирания ладоней можно использовать зубные щетки и массажные мячики.
Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения в подвижных играх, в физкультурных упражнениях и в играх с нестандартным оборудованием, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, внимания, мышления и речи.