Татьяна Пономаренко
Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Важным показателем хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие мелкой пальчиковой моторики.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию тонкой моторики является важным компонентом подготовки детей к школе, в частности, к письму. Особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями речи.
Очень важно учитывать положительное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?
Публикация «Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. В двигательной области коры больших полушарий около трети площади занимает проекция кисти руки, и она расположена очень близко от речевой моторной зоны, что подтверждает связь между развитием движений и формированием речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. «Влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой и моторной области» (М. М. Кольцова). Предполагается, что систематические упражнения, тренирующие движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону мозга. Систематические упражнения и тренировки движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга ребенка. Если ладошка научится раскрываться, то голова ребенка активно начинает работать. Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатывается при прикосновении к круглой поверхности. Ладонь- центр наладки, мизинец отвечает за работу сердца, безымянный- за нервную систему, половую сферу. Средний (подушечка) стимулирует работу печени, указательный- желудок, большой- легкие.
По умелости детской руки судят об особенностях развития центральной нервной системы, головного мозга.
Умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Традиционно для подготовки руки ребенка к письму в дошкольном образовании используется изобразительная, продуктивная, бытовая, игровая деятельность, прямо или опосредованно влияющая на развитие тонкой моторики. Однако, на наш взгляд, в решении данной проблемы недостаточно используется возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в целом и спортивных игр в частности.
Работая в рамках инновационной площадки «Развитие мелкой моторики старших дошкольников средствами физической культуры» наш детский сад разработал имитационно-игровые упражнения, направленные на сопряженное развитие крупных групп мышц и тонкой моторики с использованием их в разных формах физкультурно-оздоровительной деятельности: во время утренней гимнастики и гимнастики после сна, на физкультурных занятиях, в динамических паузах между занятиями, индивидуальных занятиях, самостоятельной деятельности. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно с использованием разнообразных средств физической культуры: это резиновые мячи диаметром 8-10 см, шипованые мячи, теннисные мячики и воланчики, мячи для большого тенниса, нетрадиционные мячи.
Игры и упражнения проводятся по 3-5 минут ежедневно, включаются в занятия воспитателя и учителя-логопеда, в физкультминутки, в игры на прогулке.
«СНЕЖОК» (мягкий мяч диаметром 10 см)
Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («лепят», меняя
положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладонями
мяч, гладят одной ладонью другую)
И совсем- совсем несладкий. (Бьют по мячу «кулачок-ладошка»)
Раз- подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают снежок)
Два- поймаем. (Приседают, ловят «снежок»)
Три- подбросим (Встают, роняют «снежок»)
И…сломаем. (Сжимают мяч пальчиками).
«ПИРОГ» (резиновый мяч диаметром 10 см)
Падал снег на пирог. (Дети два раза медленно опускают ладони на
Кот слепил себе пирог. стол)- тренировка кистей
А пока лепил и пек, (Прижимая мячик ладонями, показывают,
как лепят пирог).
Ручейком пирог утек. (Крутят пальчиками мяч)
Пирожки себе пеки (Опять показывают, как пекут пирог)
Не из снега- из муки.
«КОЛОБОК» (мягкий мяч)
Замесила мама тесто, (Обеими руками месят тесто)
Тесту, тесту стало тесно. (Руки поднять вверх, перекладывать мяч из руки в руку)
Мы его помяли, мяли, (Мнут обеими руками мягкий мяч)
А потом в жгуты скатали.
Вот какой румяный бок, (Хлопают ладошками по мячу)
Получился колобок. (Катают между ладонями)
«ОРЕХИ» (теннисный мячик)
Мы научимся орехи
Между пальцами катать.
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать
Дети катают теннисные шарики между
пальцами сначала одной руки, потом другой.
Упражнение с теннисными мячиками
Ладошки лежат тыльной стороной вниз.
Это ручка - правая (Открываем ладошку- в ладошке шарик)
Это ручка - левая (То же самое)
Я на мячик нажимаю,
Я зарядку делаю. (Сгибаем и разгибаем ладошки с мячом)
Будет сильной правая, (Сжимаем ладошки в
Будет сильной левая, кулачки)
Будут ручки у меня (Катаем ладошками шарики
Ловкие, умелые! по столу)
Упражнение с резиновым мячиком
Сливу я держу в руке (кладут мячик на правую ладошку)
Зажимаю в кулаке, (крепко сжимают его)
Отпускаю, разжимаю (раскрывают ладонь)
И ладошками катаю. (катают мячик между ладошками).
Упражнение с теннисным воланчиком
С веток ягоды снимаю (Тремя пальчиками «снимают ягоды» с края воланчика)
И в лукошко собираю. (Кладут «ягоды» в воланчик)
Ягод- полное лукошко! (Раскрывают пальчики)
Я попробую немножко. (Пальчики собирают в щепотку)
Я поем еще чуть-чуть-
Легче будет к дому путь.
Упражнение с мячиком-ежиком
Капуста
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
Упражнения без речевого сопровождения
1. Прокатить теннисный шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Повторить наоборот.
2. Держать теннисный шарик большим и указательным пальцами, большим и средним и т. д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.
3. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол»- подталкивают теннисный шарик к левой ладони.