Баркова Елена Владимировна
Проект «Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования
Основные разработчики проекта Воспитатели : Макуха Е. А., Анищенко Н. П., учитель-логопед Баркова Е. В.
Цели и задачи проекта Цель : развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов
Задачи:
Публикация «Проект „Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования“» размещена в разделах
формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
развитие тактильной чувствительности рук;
совершенствование двигательной памяти;
развитие речемыслительной деятельности;
развитие мимической мускулатуры;
развитие просодической стороны речи;
создание положительного эмоционального фона;
воспитание усидчивости, умение доводить начатое до конца;
воспитание внимания к обращенной речи;
воспитания желания заниматься;
формирование коммуникативных навыков;
показ родителям способов и приёмов проведения пальчиковых игр с использованием нестандартного оборудования в домашних условиях;
знакомство родителей с правилами проведения пальчиковых игр и гимнастики;
пропаганда педагогические знания среди родителей
Сроки и этапы реализации проекта С 13.10.14 по 31.10.14 г.
1. Подготовительный этап.
2. Практический этап.
3. Заключительный этап.
Перечень основных мероприятий Разработка форм и методов реализации проекта.
Приобретение необходимого оборудования для проведения игр.
Проведение игр с использованием нестандартного оборудования.
Информирование родителей.
Исполнители проекта в основных мероприятиях Воспитатели, учитель-логопед, дети и родители логопедической средней группы «Солнышко»
Ожидаемые результаты реализации проекта 1. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм с использованием нестандартного оборудования; увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной.
2. Родители стали единомышленниками с педагогами образовательной организации по использованию пальчиковых игр в работе с детьми;
3. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми дома;
4. Улучшилось развитие общей и мелкой моторики детей.
Целевая группа проекта Дети и родители средней логопедической группы «Солнышко»
Актуальность.
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к объему и качеству знаний человека. Чтобы стать успешной и социально значимой личностью уже с раннего детства ребёнку необходимо усваивать и переосмыслять огромный объем информации. Пожалуй, одно из условий того, что ребёнок справиться с ожидающими его сложными задачами – своевременное и полноценное формирование речи.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5%.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Исследованиями ученых была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Движение – способ познания ребёнком мира. Чем точнее и четче движения ребёнка, тем осмысленнее его знакомство с миром. Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, окружающими их в быту, придумывать им новое назначение. На этой особенности детей и основан данный проект.
Итак, актуальность проекта заключается в том, что предложенные игры с нетрадиционным использованием предметов :
1. Приводят к возбуждению речевые центры головного мозга и стимулируют развитие речи.
2. Создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Учат ребёнка запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
4. Развивают, придают силу и хорошую подвижность кистям рук и пальцам, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Гипотеза.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снимает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Сопровождение движения стихотворение формирует и совершенствует чувство ритма, развивает память.
Противоречие: высокие требования к объёму и знаниям современного человека требует повышения качества работы образовательных организаций, направленного на поиск креативных путей обучения и развития дошкольников.
Проблемы:
1. Как помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения и тем самым обеспечить его полноценное и всестороннее развитие.
2. Как дать ребёнку новые яркие впечатления, соответствующие возрасту и потребностям, способствующие развитию мелкой моторики, движений и речи.
Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
развитие тактильной чувствительности рук;
совершенствование двигательной памяти;
развитие речемыслительной деятельности;
развитие мимической мускулатуры;
развитие просодической стороны речи;
создание положительного эмоционального фона;
воспитание усидчивости, умение доводить начатое до конца;
воспитание внимания к обращенной речи;
воспитания желания заниматься;
формирование коммуникативных навыков;
показ родителям способов и приёмов проведения пальчиковых игр с использованием нестандартного оборудования в домашних условиях;
знакомство родителей с правилами проведения пальчиковых игр и гимнастики;
пропаганда педагогические знания среди родителей.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки проведения проекта : с 13.10.14. по 31.10.14 г.
Основные формы реализации проекта :
Формы реализации для детей: Методы реализации
игра, беседа
совместная деятельность
создание развивающей среды показ
объяснение
наглядный пример
беседа
наглядная информация
Формы реализации для родителей:
консультации для родителей
тематическое родительское собрание
папки – передвижки
презентация
Участники проекта : учитель-логопед Баркова Е. В., воспитатели Макуха Е. А., Анищенко Н. П., дети средней логопедической группы «Солнышко», родители.
Ожидаемые результаты:
1. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм с использованием нестандартного оборудования; увеличился словарный запас детей, речь стала более эмоциональной и выразительной.
2. Родители стали единомышленниками с педагогами образовательной организации по использованию пальчиковых игр в работе с детьми;
3. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми дома;
4. Улучшилось развитие общей и мелкой моторики детей.
Этапы проекта.
I. Подготовительный этап:
1. Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.
3. Изучение методической литературы по теме.
4. Приобретение необходимого оборудования для игр.
5. Создания развивающей среды для реализации проекта.
6. Составление плана проведения пальчиковых игр.
7. Разработка рекомендаций и консультаций по проведению пальчиковой гимнастики.
8. Обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком.
9. Приобщение родителей к чтению и приобретению специальной литературы по развитию мелкой моторики у детей.
10. Включение пальчиковой гимнастики с использованием нестандартного оборудования в конспекты занятий в утренние и вечерние отрезки времени.
II. Основной этап реализации проекта.
Во время основного этапа проводились следующие игры для развития мелкой моторики рук:
№ Виды деятельности Содержание деятельности
1. Игры с прищепками
Использование прищепок для самомасажа: дети прищепляют бельевой прищепкой ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу. Дети учатся прицеплять прищепки на тканевый платочек. Также можно прищеплять прищепки разных цветов на край пластикового ящичка, в котором они хранятся, на трубочки для коктейля, пластиковые стаканчики; создавать из прищепок различные поделки – цветы, животные, игрушки, цифры, буквы, гирлянды и т. п.
Ах, крапива…
- Ах, крапива жжётся,
В руки не даётся!
Злая ты, колючая
Да ещё кусучая!
Не дала цветок сорвать,
Чтобы маме показать!
- Нет, я не кусаюсь,
Просто защищаюсь!
2. Игры с шестигранными карандашами
Дети вращают карандашами всеми пальцами сначала одной, потом другой рукой. Катают карандаш по ровной поверхности, между ладонями и т. п.
Карусели.
Карусели, карусели!
Сели, сели, полетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!
3. Игры с решетками
Решетка кладётся на любую ровную поверхность. «Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог двумя руками одновременно или поочерёдно.
Ботинки.
Всюду, всюду мы вдвоём неразлучные идём!
Мы гуляем по лугам,
по зелёным берегам.
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали!
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать!
4. Игры с массажными мячиками Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд - назад, вправо - влево; катают мячик круговыми движениями по голове, по животу; поочерёдно передают мячик из одной руки в другую; «прыгают» мячиком по ладони каждой руки поочерёдно; касаются мячиком каждого пальца рук и т. п.
Мячик.
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй мой любимый мячик!» -
Скажет утром каждый пальчик.
Раз, два, три, четыре, пять.
Крепко мячик обнимает,
никуда не выпускает.
Только братцу отдает:
Брат у брата мяч берёт.
5. Игры с резиночками для волос
Дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки
Десять птичек – стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Это-зяблик, это - стриж,
Это - развеселый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам!
6. Игры с длинными бигуди
Дети катают бигуди между ладонями, по поверхности стола или на коленях, сгибают и разгибают бигуди, придавая им различные формы.
Поезд и самолёт.
Поезд песенку поё т:
«Ту-ту-ту-у-у-уу-у!»
Улетает самолёт
В высоту:
«У-у-у-у-у-у-у-у!»
7. Игры с носовыми платочками Дети кладут платочек на ровную поверхность, перебирают его пальцами, складываю различными способами, «ходят» по платочку и т. п.
Обезьянка Дина.
На квадратной - квадратной полянке
Жила-была обезьянка.
Обезьянку звали Дина.
А где на полянке середина?
Прибежал к середине уголочек.
А к нему и второй, его дружочек.
Подтянулись ещё два брата.
Сколько углов у квадрата?
Получился конверт.
В нём открытка.
На открытке блестящая рыбка!
А ещё значок квадратный!
Вот как сложен платок аккуратно!
8. Игры с зубными щётками
Дети берут в руки зубную щётку. Под счет растирают щёткой подушечки пальцев любой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем. Растирают ладонь. Чередуют.
Зубная щётка.
Плывёт зубная щётка,
Как по морю лодка,
Как по речке пароход,
По пальчикам она идёт!
Работа с родителями:
выставка атрибутов для игр по развитию мелкой моторики рук детей;
консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;
беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
знакомство родителей с проектом;
ответы учителя-логопеда и воспитателей на интересующие родителей вопросы;
разработка наглядной информации «Рекомендаций по проведению пальчиковых игр», «Развития мелкой моторики рук на речевое развитие ребёнка».
III. Заключительный этап:
1. Анализ проделанной работы по проекту.
2. Акцентирование внимания родителей на значимости их помощи, на успехах активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
3. Выявление совместно с родителями положительных результатов проделанной работы, анализ недостатков.
4. Включение пальчиковых игр с нестандартным оборудованием в дальнейшую работу по развитию мелкой моторики детей.
Анализ проделанной работы.
Тема проекта соответствует возрастным особенностям детей. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых игр, дети проявляли желание и интерес играть в игры с нестандартным оборудованием, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились проводить пальчиковые игры в домашних условиях. Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа педагогами и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковых игр с использованием нестандартного оборудования, способствующих речевому развитию детей, позволила даже за короткий срок добиться положительных результатов по улучшению развития мелкой моторики рук детей.
Перспектива на будущее: продолжить работу по развитию мелкой моторики рук детей с помощью уже опробованного оборудования, расширить перечень нестандартного оборудования (коврики, счётные палочки, экспандеры, щётки, бусы, пальчиковые куклы, пуговицы, фасоль, горох и др.).
Представление проекта.
1. Представить проект на педагогическом совете БДОУ г. Омска в ноябре 2014 года, рекомендовать для использования воспитателям детского сада.
2. Организовать презентацию проекта на родительском собрании группы.
Перечень используемой литературы :
1. Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики. СПб., 2008.
2. Данилова Л. Пальчиковые игры. М., 2008.
3. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск, 2009.
4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Автор-сост. Зажигина О. А. СПб., 2013.
5. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. М., 2006.
6. Чернова Е. И., Тимофеева Е. Ю. Пальчиковые шаги. СПб., 2007.
7. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками – развиваем речь. М., 2008.