Татьяна Алферова
Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
В последнее время отмечается тенденция к увеличению числа учащихся, не успевающих по русскому языку. Причин этого явления может быть несколько, но одна из них кроется в дошкольном детстве, когда у детей закладываются предпосылки к овладению грамотой в школе. Особую группу риска составляют дети с речевыми нарушениями, сопровождающимися отставанием в развитии фонематических представлений, которое, в свою очередь, тормозит своевременное усвоение звукового состава слова и, следовательно, лишает возможности полноценного овладения чтением и письмом.
Публикация «Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Нарушения речевого слуха и фонематического восприятия могут привести к появлению акустической дисграфии, при которой на письме происходит замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие и шипящие («сапка» вместо «шапка», звонкие и глухие («смотредь» вместо «смотреть», твёрдые – мягкие («мачик» вместо «мячик», аффрикаты и их составляющие («тяшка» вместо «чашка», а также пропуски и замены гласных («лап» вместо «лапа», «лис» вместо «лес»). Могут иметь место ошибки, связанные с нарушенной аналитико-синтетической функцией и проявляющиеся в искажении звукобуквенной и слоговой структур слова: пропусках и добавлениях букв, слогов; перестановках букв, слогов («паход» вместо «пароход»).
Необходимое условие для успешного овладения детьми грамотой – достаточно развитое фонематическое восприятие. Предлагаю несколько, на мой взгляд, эффективных игр, позволяющих успешно решать эту задачу. Данные игры провожу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.
«Чудесный сундучок»
Цель: упражнять детей в умении угадывать предмет по первому и последнему звуку в слове, а также в умении называть первый и последний звуки слова.
Оборудование: непрозрачный мешочек из плотного материала; предметные картинки.
Содержание игры : учитель – логопед называет обобщающее слово, далее – первый и последний звуки этого слова. Если ребёнок угадывает слово, учитель-логопед достаёт картинку из мешочка. Пример: «Это мебель. Первый звук в слове «с», последний – «л». (Стол).
Вариант: игра «Загадай слово» (для детей, которые владеют операцией обобщения и могут назвать первый и последний звуки в слове) : ребёнок достаёт из мешочка картинку, не показывает её, а загадывает по тому же принципу.
Игру можно проводить с группой детей, с подгруппой, индивидуально.
«Звуковая цепочка»
Цель: закреплять умение называть первый и последний звуки слова, а также подбирать картинки на заданный звук в слове.
Оборудование: предметные картинки, подобранные таким образом, чтобы из них можно было составить звуковую цепочку; коробка или конверт для картинок.
Содержание игры : учитель – логопед кладёт перед ребёнком картинку, например, «мак» и предлагает назвать последний звук этого слова (следит за тем, чтобы ребёнок чё тко произносил звук: «к»); далее взрослый просит найти ту картинку, на которой название изображённого предмета начинается с этого же звука (кот). Игра продолжается до тех пор, пока на столе будет лежать несколько картинок, где каждое последующее слово начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее слово. Учитель-логопед обращает внимание ребёнка на то, что у него получилась «цепочка», но не настоящая, а «волшебная», звуковая.
Игру можно проводить с подгруппой детей, индивидуально.
«Звуки заблудились»
Цель: упражнять в различении звонких и глухих согласных звуков в словах.
Оборудование: парные картинки, на которых названия изображённых предметов отличаются одним звуком («с»-«з», «б»-«п», «д»-«т» и т. д.); конверт для картинок.
Содержание: учитель – логопед читает двустишия, намеренно допуская смысловую ошибку. Ребёнок находит ошибку, исправляет её.
«с» - «з»
Лиза пробовала зуб,
Заболел у Лизы суп.
«п» - «б»
Возле дома стоят почки,
На ветвях набухли бочки.
«т» - «д»
Маляр покрасил том,
Стоял на полке дом.
Игра проводится индивидуально.
«Составь слово»
Цель: упражнять в умении синтезировать звуки в слово (игра проводится с детьми, которые умеют быстро называть первый звук в слове).
Оборудование: предметные картинки, подобранные таким образом, чтобы из первых звуков названий изображённых на них предметов можно было составить другое слово.
Содержание игры : учитель – логопед раскладывает перед ребёнком картинки (3-4) и просит назвать первые звуки каждого слова. Далее объясняет, что, соединив эти звуки, можно получить новое слово. Логопед просит ребёнка назвать это слово.
Пример:
Игра проводится как с подгруппой, так и индивидуально.
В результате систематического использования этих и подобных игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР формируется и закрепляется навык определения первого и последнего звука в слове, умение распознавать фонемы, отличающиеся тонкими акустическими признаками, а также способность к элементарному звуковому анализу и синтезу.