Папки-передвижки

Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Татьяна Алферова
Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В последнее время отмечается тенденция к увеличению числа учащихся, не успевающих по русскому языку. Причин этого явления может быть несколько, но одна из них кроется в дошкольном детстве, когда у детей закладываются предпосылки к овладению грамотой в школе. Особую группу риска составляют дети с речевыми нарушениями, сопровождающимися отставанием в развитии фонематических представлений, которое, в свою очередь, тормозит своевременное усвоение звукового состава слова и, следовательно, лишает возможности полноценного овладения чтением и письмом.

Публикация «Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

Нарушения речевого слуха и фонематического восприятия могут привести к появлению акустической дисграфии, при которой на письме происходит замена букв, соответствующих фонетически близким звукам: свистящие и шипящие («сапка» вместо «шапка», звонкие и глухие («смотредь» вместо «смотреть», твёрдые – мягкие («мачик» вместо «мячик», аффрикаты и их составляющие («тяшка» вместо «чашка», а также пропуски и замены гласных («лап» вместо «лапа», «лис» вместо «лес»). Могут иметь место ошибки, связанные с нарушенной аналитико-синтетической функцией и проявляющиеся в искажении звукобуквенной и слоговой структур слова: пропусках и добавлениях букв, слогов; перестановках букв, слогов («паход» вместо «пароход»).

Необходимое условие для успешного овладения детьми грамотой – достаточно развитое фонематическое восприятие. Предлагаю несколько, на мой взгляд, эффективных игр, позволяющих успешно решать эту задачу. Данные игры провожу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

«Чудесный сундучок»

Цель: упражнять детей в умении угадывать предмет по первому и последнему звуку в слове, а также в умении называть первый и последний звуки слова.

Оборудование: непрозрачный мешочек из плотного материала; предметные картинки.

Содержание игры : учитель – логопед называет обобщающее слово, далее – первый и последний звуки этого слова. Если ребёнок угадывает слово, учитель-логопед достаёт картинку из мешочка. Пример: «Это мебель. Первый звук в слове «с», последний – «л». (Стол).

Вариант: игра «Загадай слово» (для детей, которые владеют операцией обобщения и могут назвать первый и последний звуки в слове) : ребёнок достаёт из мешочка картинку, не показывает её, а загадывает по тому же принципу.

Игру можно проводить с группой детей, с подгруппой, индивидуально.

«Звуковая цепочка»

Цель: закреплять умение называть первый и последний звуки слова, а также подбирать картинки на заданный звук в слове.

Оборудование: предметные картинки, подобранные таким образом, чтобы из них можно было составить звуковую цепочку; коробка или конверт для картинок.

Содержание игры : учитель – логопед кладёт перед ребёнком картинку, например, «мак» и предлагает назвать последний звук этого слова (следит за тем, чтобы ребёнок чё тко произносил звук: «к»); далее взрослый просит найти ту картинку, на которой название изображённого предмета начинается с этого же звука (кот). Игра продолжается до тех пор, пока на столе будет лежать несколько картинок, где каждое последующее слово начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее слово. Учитель-логопед обращает внимание ребёнка на то, что у него получилась «цепочка», но не настоящая, а «волшебная», звуковая.

Игру можно проводить с подгруппой детей, индивидуально.

«Звуки заблудились»

Цель: упражнять в различении звонких и глухих согласных звуков в словах.

Оборудование: парные картинки, на которых названия изображённых предметов отличаются одним звуком («с»-«з», «б»-«п», «д»-«т» и т. д.); конверт для картинок.

Содержание: учитель – логопед читает двустишия, намеренно допуская смысловую ошибку. Ребёнок находит ошибку, исправляет её.

«с» - «з»

Лиза пробовала зуб,

Заболел у Лизы суп.

«п» - «б»

Возле дома стоят почки,

На ветвях набухли бочки.

«т» - «д»

Маляр покрасил том,

Стоял на полке дом.

Игра проводится индивидуально.

«Составь слово»

Цель: упражнять в умении синтезировать звуки в слово (игра проводится с детьми, которые умеют быстро называть первый звук в слове).

Оборудование: предметные картинки, подобранные таким образом, чтобы из первых звуков названий изображённых на них предметов можно было составить другое слово.

Содержание игры : учитель – логопед раскладывает перед ребёнком картинки (3-4) и просит назвать первые звуки каждого слова. Далее объясняет, что, соединив эти звуки, можно получить новое слово. Логопед просит ребёнка назвать это слово.

Пример:

Игра проводится как с подгруппой, так и индивидуально.

В результате систематического использования этих и подобных игр по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР формируется и закрепляется навык определения первого и последнего звука в слове, умение распознавать фонемы, отличающиеся тонкими акустическими признаками, а также способность к элементарному звуковому анализу и синтезу.

Публикации по теме:

Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Самым лучшим средством профилактики плоскостопия у детей является ходьба по земле, гальке, песку и траве. Но что делать в холодное время.

«Путешествие в джунгли». Конспект физкультурного занятия для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: • упражнять детей в ходьбе и беге в колонне с дополнительными заданиями; • учить детей выполнять общеразвивающие.

Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста. 90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения.

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей Хоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего, упражнениями и играми.

Каталог игр по профилактики дорожно-транспортного травматизма для детей дошкольного возраста Каталог игр по профилактики дорожно-транспортного травматизма для детей дошкольного возраста «СВЕТОФОР» (танцевально – дидактическая игра.

Кинетический песок как средство профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определённых речевых и неречевых функций: слуховой.

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во 2 классе «Дифференциация звуков [Ж] — [Ш] и букв Ж — Ш» Конспект логопедического занятия во 2 классе Тема: «Дифференциация звуков и букв «Ж – Ш» Цели и задачи: 1. Учить дифференцировать звуки.

Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Автор Бурова Светлана Александровна.

Подвижные игры и игры-упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Из всех физкультурных мероприятий с детьми дошкольного возраста необходимо особо выделить подвижные игры и игры-упражнения с мячом. Мяч.

Презентация «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста» Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 14:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для профилактики акустической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алферова (УИ 1131458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД