Рената Иванова
Кинетический песок как средство профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определённых речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из функций может вызвать нарушения процесса овладения письмом.
Публикация «Кинетический песок как средство профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Кинетический песок
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
В частности, недостатки временных и пространственных представлений у детей приводят к стойким ошибкам оптического характера на письме. Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается сложным процессом. Как известно, реализация данной программы происходит в два этапа: 1) установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово, 2) дальнейшая трансформация её в пространственную последовательность букв.
Таким образом, в основе оптической дисграфии лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений, которые приводят к таким нарушениям как искажённое восприятие и воспроизведение букв (неправильное восприятие и воспроизведение пространственного расположения букв, зеркальное написание букв, недописывание элементов и т. п., замены и смешения графически сходных букв.
Учитывая это, работа по предупреждению возникновения оптической дисграфии должна вестись по нескольким направлениям:
1. Развитие зрительного восприятия, узнавания (зрительного гнозиса, в том числе и буквенного, и внимания.
2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса).
3. Формирование пространственного восприятия и представлений.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений.
6. Формирование буквенного гнозиса. Дифференциация зрительных образов букв.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводок, штриховок, работы с ножницами, пластилином и т. д.
8. Развитие тактильных ощущений.
9. Развитие конструктивного праксиса.
10. Развитие графических навыков.
Решение этих задач помогает сформировать базу для точного овладения образом букв, что в свою очередь делает детей более успешными в дальнейшем усвоении знаний и умений по всем предметам.
В своей работе я стараюсь использовать такие методы и приёмы коррекционной и профилактической работы, которые способствуют развитию у детей интереса к изучаемому материалу, поэтому в работе по профилактике оптической дисграфии я решила использовать кинетический песок.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
Кинетический песок — это уникальный материал для детского творчества. По - другому его ещё называют «живой песок», и это неудивительно: внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но стоит только взять его в руки, как он словно «течет» сквозь пальцы. Подвижен он как сухой песок, но обладает свойствами влажного песка, так как он довольно рыхлый.
Почему кинетический песок полезен для коррекционной работы с детьми?
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
Используя кинетический песок, решаются следующие задачи:
• Развитие тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• Снимают мышечную напряженность;
•Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
• Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
• Позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
• Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Игры в песочнице:
«Волшебный ветерок»
Насыпаем в песочницу немного песка так, чтобы при сдувании было видно дно. Ребенок дует в коктейльную трубочку и «рисует» на песке из дорожек предложенные логопедом буквы.
«Найди букву и назови»
Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы. Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу»
«Веселые превращения»
На песке контур барашка и рыбки. Предлагаем ребенку посмотреть, как красиво завивается шерсть барашка и превратить завитушки в буковки «В», чешуйки у рыбки - «Р».
«Прятки»
В песке, под небольшим слоем лежат карточки с написанными на них буквами. Предлагаем ребенку небольшим сдуванием песка с карточки, угадать по части всю букву.
«Загадки морского царя»
На песке из ракушек и водорослей выложены буквы. Логопед просит ребенка разгадать загадки морского царя, догадаться, какие буквы написаны на песке.
«Рисунки на песке»
На песке написана буква с недостающим элементом, нужно дописать букву. Можно предложить трансформировать одну букву в другую. Пишем на песке заданные буквы, слоги, слова
«Слепи букаву»
Ребёнок лепит заданную букву из песка, дает характеристику звука, обозначаемого данной буквой.