Татьяна Архипова
Игры для обучения чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Надо ли, готовя детей к школе, учить их читать, писать и считать? Родители все чаще убеждаются, что эти умения облегчат ребенку начало школьной жизни. Но как же сделать так, чтобы обучение чтению не превратилось в нудную обязанность? Самое важное, на мой взгляд, — создать обстановку непринужденности, когда желание чему-либо научиться возникает как бы само собой.
Публикация «Игры для обучения чтению» размещена в разделах
Предлагаемая подборка игр использовалась мною в процессе многолетней работы в дет-ском саду, прошла испытание временем и может помочь воспитателям и родителям, желаю-щим, чтобы обучение детей грамоте прошло весело и интересно, не «из-под палки». В свое время в такие игры со мной играли мои родители.
ЗВУКОВОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Ребенку надо объяснить, что в мире существует много разных звуков, но самые важные для общения — это звуки речи. Таким образом, ребенок понимает, что наша речь состоит из слов, которые, в свою очередь, состоят из звуков речи. Взрослый может играть с ребенком, вы-деляя в словах определенные звуки. Есть такая закономерность: чем лучше ребенок осознает звучащую речь, ее построение, тем легче он овладевает осознанным беглым чтением и грамот-ным письмом. Ведь по существу чтение и письмо — это действия со звуками слова, которые материализуются с помощью букв. Именно поэтому рекомендуемся перед знакомством с бук-вами дать ребенку представление о звуковой стороне языка.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
Взрослый задает вопросы ребенку, например:
— Как мама укачивает младенца? (A-a-a)
— Как гудит поезд? (У-у-у)
— Как мы греем ручки? (Х-х-х|)
— Как жук жужжит? (Ж-ж-ж)
— Как дуст ветерок? (Ш-ш-ш)
— Как пищит комарик? (З-з-з)
БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ
Эта игра развивает слуховое внимание и быстроту мышления. Ребенку дается такая инструк-ция; «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай. Если в слове услышишь звук [3], то один раз хлопни в ладоши: ЗЗЗабор, дом, роЗЗЗы, стол, ЗЗЗамок, школа, ЗЗЗоопарк и т. д.».
СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ
Игра на развитие фонематического слуха, быстроты мышления. Взрослый говорит: «Придумай слово, начинающееся со звука [Ш]», и бросает мяч ребенку. Тот ловит мяч, называет слово, на-пример «шарф», и бросает мяч обратно. Потом взрослый называет другой звук, например [М], — «машина» и т. д.
МАГАЗИН
Взрослый понарошку отправляет ребенка и магазин за продуктами и просит купить только те продукты, в названиях которых встречается какой-то определенный звук, например [Р]. Ребе-нок может «купить» каРтошку. огуРцы, помидоРРРы, тоРРРт, РРРыбу, моРРРоженое, саРРР-дельки и т. д. А со звуком [С] — мяСССо, колбаСССу, СССметану, СССахар, СССоль, CCCoyCСС, СССухарики и т. д.
МЯЧИК-СМЯГЧИТЕЛЬ
Эта игра развивает у ребенка фонематический слух, речь и внимание.
1. Ведущий бросает мяч, произносит слово с твердым согласным звуком в начале, а ребенок, поймавший мяч, произносит то же слово, но заменив 1-й твердый согласный звук на парный мягкий. Например: рад — ряд, мал — мил, лук — люк, нос — нес, воз — вез, ров — рев, мыл — мил, вол — вел и т. п.
2. Таким же образом можно заменять последний согласный твердый звук на мягкий парный. Например: угол — уголь, брат — брать, ел — ель, топ - топь, мел - мель, хор — хорь, стал — сталь, пыл — пыль, жар — жарь, был — быль, вес — весь, лез — лезь, обут — обуть и т. п.
ЦЕПОЧКИ СЛОВ
I вариант
Игра проводится устно. По очереди называются слова. Каждое следующее слово должно начи-наться с последнего звука (не буквы) предыдущего слова, например: ДОМ — МОСТ - ТРОН - НОВОСТЬ - ТЕЛЕФОН - НОЧЬ - ЧАШКА - АПРЕЛЬ-ЛИСА и т. д.
II вариант:
Можно сделать карточки с нарисованными на них предметами и разложить их |в таком поряд-ке, чтобы название предмета на карточке начиналось с того же звука, которым закончилось слово, изображенное ни предыдущей карточке. Например: ЛИСТ— ТЕЛЕВИЗОР - РОБОТ - ТАПКИ - ИНДЮК - КАРАСЬ - СИНИЦА -АПЕЛЬСИН.
БУКВЕННЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Умение ребенка узнавать графический образ буквы — одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Вы можете сделать обучение ненавязчивым и интересным, учить с ребенком бук-вы на прогулке, в дороге, в гостях.
Малыш должен понять, что буквы — это такие специальные значки, символы, с помощью ко-торых записываются звуки речи.
Ребенка знакомят с буквами с помощью картинной азбуки, выкладывая изображения букв из спичек, счетных палочек, камешков, шнурка, веревки, рисуя буквы на песке, па подносе с рас-сыпанной на ней сухой крупой, на снегу, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы на афишах города, вывесках магазинов. Букву можно «писать» в воздухе. Можно пальчиком написать букву па спинке ребенка, а он пусть попробует отгадать. Потом поменяйтесь ролями. Попробуйте вылепить букву из пластилина или теста. Взрослый может написать контур буквы и попросить ребенка разукрасить или заштриховать ее. Очень полезно, чтобы в процессе запоминании букв активно участвовали зрение, слух и мускулатура пальцев рук.
НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА?
Можно придумать, на что похожа буква, и попытаться изобразить, «оживить» ее.
ПАЗЛЫ.
Взрослый пишет большую букву и разрезает се на дне, три или больше частей, а ребенок соби-рает части и целое и называет букву.
БУКВЕННЫЙ КОНСТРУКТОР.
Из плотного цветного картона вырезаются и элементы букв: большие и маленькие дуги, а ташке большие и маленькие полоски. Предложите ребенку составить из таких деталей какую-нибудь букву.
ЗВУКОВОЕ ЛОТО
Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или жи-вотных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает, у кого есть слово на эту бук-ву. Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.
ДОРИСУЙ БУКВУ
Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающие, чтобы получилась та или иная буква.
Безусловно, полезным дли запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков; моделирование буквы из пластилина или проволоки; обводка, штриховка пли раскрашивание буки. Из всего этого набора упражнений, связанных с развитием мелкой моторики, наверняка найдется какое-нибудь, которое станет увлекательным для вашего ребенка.
СЛОВА-МАТРЕШКИ
В русском языке есть слона, похожие на матрешку. Прочитаешь одно слово, а приглядишься повнимательнее — и увидишь, что внутри спрятаны другие слона, покороче. Например: ЯБЕДА (беда, еда, ПОБЕДА (обед, беда, еда, РЫБАК (рыба, бак, ЧЕРЕМУХА (муха, уха, ТАПОЧКИ (почки, очки) и т. д.
РЕБУСЫ
В печатных изданиях встречается очень много различных ребусов, Некоторые ребусы мы со-ставляем вместе с детьми. Можно зашифровать в ребусе имена детей.
Пример ребусов:
ПРОЧИТАЙ ПО ПЕРВЫМ ЗВУКАМ СЛОВ
Шуба
Лиса
ПРОЧИТАЙ ПО ПОСЛЕДНИМ ЗВУКАМ СЛОВ
Слон
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС
Когда-то была такая интересная телепередача, в которой одно из заданий для участников было таким: букв данного слова надо составить как можно больше новых слов. Например, из слова АБРИКОСЫ: ас, рис, ор, сыр, бык, бак, сор, сок, коса, кобра, брак и т. д.
Варианты слов для игры : ГАСТРОНОМ, ПРОСТОКВАША, АПЕЛЬСИН, ЛЕКАРСТВО, КО-МАНДИРОВКА и т. п.