Воронова С А
Игры для детей с ОВЗ дошкольного возраста, направленные на развитие сотрудничества и общения со взрослыми и детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных задач развития ребенка является его включение в совместные со взрослым и детьми действия, формирование эмоционального отклика на сотрудничество, адекватного восприятия взрослых и детей, желания общаться с ними. Данная группа игр направлена на то, чтобы сформировать у детей коммуникативные навыки, умение реагировать на эмоции других людей, проявлять свои чувства. В конечном итоге вся работа по развитию общения и эмоциональной сферы направлена на формирование адекватного поведения, умение выразить свои чувства через общение, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Эта работа тесно связана с познавательным, физическим, речевым развитием детей. Дети с ОВЗ, долго не вступают в контакт, боятся новых взрослых и детей, стремятся общаться преимущественно с родителями и членами семьи. Учитывая это, необходимо систематически проводить игры и упражнения по развитию общения, расширяя круг людей, вовлеченных в эти игры, а также используя максимально доступные ребенку средства коммуникации: указания на людей и предметы, жесты, в том числе семейные жесты, различные тактильные средства (прикосновения, поглаживания, объятия, улыбку, смех и др.). Игры могут проводиться как дома, при условии включения членов семьи, так и в группе детского сада. В зависимости от уровня развития ребенка, игры могут использоваться в работе как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Родители и педагоги могут сами выбрать наиболее подходящие игры. При организации игр нужно руководствоваться несколькими простыми положениями:
Публикация «Игры для детей с ОВЗ дошкольного возраста, направленные на развитие сотрудничества и общения со взрослыми и детьми» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• Общение взрослого с детьми должно быть эмоциональным, насыщенным выразительной мимикой (выражение лица, улыбка, выразительными движениями, естественными и специальными (если ребенок знает) жестами.
• Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех органов чувств, в том числе и тех, которые нарушены у ребенка: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкусовых ощущений.
Несмотря на то что некоторые дети не владеют речью, общение с ними всегда сопровождается выразительной эмоциональной речью.
• Поведение взрослого должно быть образцом для детей, потому что дети нередко пытаются повторять движения, мимику и жесты взрослого.
• Если ребенок не включается в игру, не заставляйте его. Причиной этого может быть плохое самочувствие, отсутствие настроения или интереса к этому виду деятельности в данный момент. Подождите до следующего раза, когда у него появится желание общаться с вами.
• Если у ребенка что-то не получается, поддержите его, покажите, как необходимо действовать. Если он не понимает, что нужно делать, вовлекайте в игру других членов семьи, детей.
• Поддерживайте все попытки ребенка начать игру и продолжить ее по-другому. Хвалите, выражайте это словами «Молодец!», «Хорошо», «Правильно» и другими средствами коммуникации, доступными ребенку: телесными (прижимание, поглаживание по голове, по руке, объятия, поцелуи, речевыми (устно, табличка со словами «Молодец!», «Хорошо», символическими (пиктограммы).
• Игры должны проводиться в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают ребенка, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.
• Игры нужно повторять по несколько раз, стараясь найти те, которые наиболее привлекательны для ребенка. Разнообразьте их, привлекая новых людей, включая новые предметы.
Представленные игры направлены на :
1. Развитие взаимодействия и сотрудничества со взрослыми.
2. Общение с детьми.
3. Развитие средств коммуникации.
4. Эмоциональное развитие детей.
«ПАРОВОЗ»
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом. Оборудование: игрушка паровозик с вагончиками, мягкие мелкие модули.
Ход игры : взрослый демонстрирует детям паровозик с вагончиками и показывает, как он едет, воспроизводя звук «Ууу». Затем расставляет детей друг за другом, называя их имена. Дети держат друг друга за талию и в таком положении двигаются вперед, преодолевая простые препятствия, стараясь не расцепиться. Взрослый — впереди паровоза. В процессе движения дети произносят: «У-у…» (или любой другой гласный звук). Варианты: можно посадить детей на стульчики друг за другом в «паровоз» и «поехать», обнимая друг друга за талию и имитируя движение паровоза, воспроизводя доступный детям звук.
«ЛОВИ»
Цель: формировать у детей предпосылки к общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена сверстников.
Оборудование: мяч.
Ход игры : дети сидят на ковре, образуя круг. Взрослый рассматривает с ними новый яркий мяч. Затем обращается к одному из детей : «Вова, лови!» — и прокатывает к нему мяч. «Поймал! Ура! Молодец!». Ребенок, поймавший мяч, обращаясь к сверстнику: «Миша, лови», направляет мяч к нему в руки. Если ребенок не может назвать имя, с помощью взрослого он указывает на ребенка и прокатывает мяч к нему. Варианты: игра может проводиться в кругу членов семьи. Ребенок сидит с мячом напротив всех участников, обращается к каждому из них (или указывает пальчиком, например : «Мама, лови!». Мама, поймав мяч, радуется: «Поймала!» и отправляет его обратно ребенку: «Дима, лови!» и т. д. Если дети еще не могут произносить имена других детей и взрослых, они могут пользоваться указательным жестом.
«ХЛОПАЙТЕ»
Цель: формировать у детей предпосылки к общению; учить обращаться друг к другу по имени, предлагая выполнить действие.
Оборудование: бубен.
Ход игры : дети стоят полукругом. В середину встает взрослый с бубном в руках. Ударяя в бубен, он предлагает детям хлопать в ладоши. Затем, опустив бубен, взрослый обращается к одному из детей : «Вася, иди! Играй». Мальчик играет на бубне, остальные ребята хлопают. Затем Вася зовет следующего, по возможности называя его по имени или используя указательный жест. Варианты: в игре могут использоваться любые звучащие игрушки (барабан, металлофон, маракасы и проч., под звучание которых дети выполняют соответствующие движения.
«ПОЙМАЛ»
Цель: развитие навыка взаимодействия со взрослым; вызывание эмоционального отклика.
Оборудование: цветная лента или веревка.
Ход игры : взрослый берет яркую ленточку или веревку и начинает выполнять колебательные движения рукой возле сидящего на ковре ребенка. Предлагает ему поймать свободный край ленточки: «Лови!». Свободной рукой взрослый демонстрирует действие, которое должен совершить ребенок: «Оп! Поймал! Ура!». Затем снова предлагает ребенку: «Лови!» и позволяет поймать край ленточки! Варианты: можно пропускать ленту медленно через руку или руки ребенка и предложить поймать ее именно за кончик.
«СНЕГ»
Цель: развитие навыка взаимодействия со взрослым; вызывание эмоционального отклика.
Оборудование: вата.
Ход игры : ребенок сидит на ковре. Перед ним большой комок ваты. Взрослый вместе с ребенком трогает его. Затем отщипывает маленький кусочек и подбрасывает вверх так, чтобы он упал на ребенка, или сдувает с руки. Предлагает ребенку повторить действие. Когда маленьких комочков наберется несколько штук, можно собрать их все вместе в ладошки и подбросить вверх : «Снег!». Варианты: 1. Если отщипнуть кусочек побольше, можно «слепить» снежок и перебрасывать его друг другу.
2. Среди комочков ваты спрятать игрушку и предложить ребенку найти ее. 3. Зимой в подобные игры можно играть на улице со снегом.
«МИШКА»
Цель: учить различать контрастные эмоциональные состояния «грусть» и «радость»; учить сопереживать и сочувствовать.
Оборудование: мишка.
Ход игры : взрослый имитирует стук в дверь, обращает на это внимание ребенка: «Кто там?». В руках взрослого появляется мишка : «Это Мишка. Мишка идет: топ-топ-топ». Подойдя ближе к ребенку, мишка спотыкается и падает: «Ой! Мишка упал. Мишка плачет. Больно (бо-бо)». Взрослый стимулирует ребенка проявить интерес к ситуации. «Давай пожалеем мишку. Вот так. Мишка больше не плачет! Мишка веселый!» Мишка может обнять и поцеловать ребенка. После чего ребенок продолжает игру с любимой игрушкой: катает на машине, строит для нее домик и т. д. Варианты: игра может проводиться с любым игрушечным персонажем, знакомым и любимым ребенком.