Айгуль Серкалиевна Быкова
Игры на развитие фонематического слуха для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для детей 5-6 лет
Для старших дошкольников игры и упражнения для развития фонематического слуха усложняются, но также используются и игры для младших дошкольников.
1. Найди звук Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте у кого больше фишек, придумайте награду для победителя.
2. Придумай слово. Дети встают в круг. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если игрок не может придумать слово-выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
3. Поймай звук. В начале игры ведущий называет звук, который ребенок должен поймать, если услышит его в ряде звуков (например:[Ш] -а-о-д-ш-м-п-ш-у-т-ш и т. д) в ряду слогов (например:[Ш] –мо-до-шо-ту-ку-шу и т. д) в ряду слов (например: [С] дом-ком-сом-кот-дуб-сумка и т. д). Ведущий называет слова, делая акцент на заданном звуке. Ребенок услышав нужный звук должен хлопнуть в ладоши или выполнить другое, заранее условленное действие.
4. Общий звук. Ведущий называет несколько слов, в которых присутствует один и тот же звук, например: коса, санки, плакса, свет, колос. Ребенок должен определить общий звук.
5. Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,звенит бубен и т. д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой. Звуки должны быть ясные и контрастные.
6. Игра «Дятел»Отстукивание ритма.
7. Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало,середина, конец слова).Использовать для наглядности паровозик с вагончиками. Выстроить ряд из 3-х вагончиков. Взрослый показывает картинку, ребёнок кладет картинку в нужный вагончик.
8. Игра «Кто больше?»Называть слова с заданным звуком.
9. Игра «Убежал звук» (.пельсин, .нанас)
10. Игра «Кубик»Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.
11. Назови первый звук в слове.
Взрослый показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
12. Отвечай – не торопясь. Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
I. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья)
II. Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха)
III. Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог)
IV. Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
V. Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …
13. «Сколько звуков»
Оборудование. Пуговицы или пробки
Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок.
14.«Подружи звуки»
Взрослый произносит каждый звук отдельно и просит ребенка назвать получившееся слово (слог). Например: [м], [а], [к] - мак.
Запомните: слово произносится по звукам, а не по буквам : [м], а не эм!
15. Исправь Незнайкины ошибки.
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки.
Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.